Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд
«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». Как Давид весьма часто сопоставляет Христа и Соломона и хотя, кажется, говорит о Соломоне, однако концом его пророчества является Христос, так и здесь Бог, говоря: «Отрок Мой», ведет речь о Сыне. Это нисколько не удивительно: если люди называются богами и сынами Божиими, то и Бог – Сын Божий называется человеком и Сыном человеческим. Хотя имена такого рода скрывают пророчества, как бы нечто сокровенное, однако нам должна быть известна истина их. По той причине, что Христос имел родиться из рода иудейского, Бог в этих именах то скрывает, то открывает Его. Слово: «держу» должно понимать относительно Его человечества, а не божества, так как божество не нуждается ни в чем. Точно также то, что Он подкрепляется ангелом, должно понимать не по божеству, но по человечеству: Тот, Кому принадлежит все, каким образом мог нуждаться в помощи раба, по написанному: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3)? Если чрез Него все сотворено и утверждено, то каким образом Он укреплялся ангелом?
«Положу, – говорит, – дух Мой на Него». Это – знак величайшей благодати Божией, которая чрез Него излилась на нас, по словам апостола: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим.5:5). Прежде очищения душ, невозможно приятие таких даров. Он, только для примера приявший Св. Духа, в Котором Он не нуждался, чтобы стать совершенным человеком, желает, чтобы также и все были святыми, сделались достойными храмами и жилищами Духа Святого.
«И возвестит народам суд». Эти слова нуждаются, в объяснении. Нравы древних были срамными и преступными: сыновья бесчинствовали со своими матерями, дочери с отцами; одни других убивали, были истребляемы руками своих же родственников, показывали зверский нрав, – даже более свирепый, чем у зверей. Но теперь не так: овцы и волки покоятся вместе, барс возлежит вместе с козленком, по написанному: «от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис.2:3).
«И возвестит народам суд», – т.е. Он осудит их религии. Совершились два чуда: отступили от зла, и возвратились к честной жизни. Иудеи, хотя имели всегда пред глазами закон, по своей извращенности, отступили от истины; напротив, язычники, хотя были грубее грубых животных, обнаружили превосходнейшие добродетели. Справедливо сказано: «возвестит», а не: совершит, так как Он пришел возвестить то, что было суждено, но сокрыто раньше, по написанному: «вышел сеятель сеять» (Лк.8:5). Он принес и распространил как бы превосходнейший дар из отеческого сокровища, – небесную религию, которая почитала и проповедовала истинного Бога, которая драгоценнее и золота, и всех жемчужин, венцов и пурпуров царских. Он обещал нам венец царства небесного, показал нам последний суд и наложил на наши души страх суда, как бы узду; наши души украсил различными и многими добродетелями, а нечестие и страстные порывы, которые нас мучили, совершенно истребил. Вот каковые и сколь великие блага даровал Он! Он вел речь не только о будущей судьбе, но возвещал также и настоящее, когда сказал о башне, упавшей и избившей многих, а также и о Пилате, который смешал кровь с жертвами. Не молчал Он о будущем в Ветхом Завете, не сокрыл ближайшего и в Новом, но показал, что каждому законодательству присуща своя сила.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 1-4 Иаков отрок Мой, восприиму и: Израиль избранный Мой, прият Его душа Моя, дах Дух Мой нань, суд языком возвестит: не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас Его: трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд: возсияет и не потухнет, дондеже положит на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут
Прежде дал обещание, говоря: «начало Сиону дам» (Ис. 41:27), теперь же ясно показывает, какое оно (начало): над Сионом духовным, то есть церковью поставлен начальник и руководитель, вступающий в отправление власти не тогда, когда, как сказано, он приведен к сему; ибо Слово от Девы (рожденное) всегда было и есть Царь и Господь всяческих; но так как Оно соделалось человеком, то и создает себе собственный состав (естество) человечества. Посему и надлежало нам истинно и несомненно веровать, что Он уподобился нам; следовательно, если и говорится, что Он получит власть над всем, то получение ее относится к домостроительству по плоти, а не к тому превосходству, ради которого Он признается Владыкою всяческих. Иаковом же и Израилем называет Его, как рожденного по плоти от крови Иакова, который переименован в Израиля. Восприиму, говорит, и избранным именует, ибо Отец содействовал Сыну и совершал дивные дела как бы Своею собственною силою; поистине Он и избранный, ибо Он красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44:3) и приятен как возлюбленный (Ис.5:1); о Нем благоволил Бог и Отец и посему сказал: сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих (Мф. 3:17).
А что Он помазан по человечеству и получил, как сказано, Духа Святого, хотя Сам подает Духа и освящает тварь, (сие) изъясняет, говоря: дах дух Мой нань. Именно: когда Он крестился, то на Него сошел, говорится, Дух с небес в виде голубя и почил на Нем. Если же Он в минуту крещения приемлет Духа естеством человеческим (τῷ τῆς ἀνθρωπότητος μετρω) то вместе с прочим возможно было и это: ибо не как Бог Он был освящаем, прияв Духа Он сам, как я сказал, есть освящающий, но поскольку Он явился человеком в домостроительстве. Итак, помазан Он для того, чтобы и суд языком возвестить. Судом же здесь называет правосудие. Их (языки) Он оправдал, осудив корыстолюбца сатану. И сему сам научил нас, сказав: ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:31-32); ибо Он определил гибель того, кто, как я сказал, своекорыстно властвовал над поднебесной, а праведным судом спас обольщенных.
Но не возопиет, говорит, ниже ослабит , ниже услышится вне глас Его. Ибо Спаситель и Господь всяческих пришел с великою кротостью и смирением, как бы бесшумно и не причиняя обиды никому, но в безмолвии и тишине, так что он трости сокрушены не преломил и льна курящася не угасил, то есть не попрал стопою даже самых уничиженных и навыкших с величайшею готовностью терпеть вред. Итак, что же Он сделает, что совершит для языков? – Во истину изнесет суд. По-видимому, разумеет здесь закон: ибо относительно Израиля и Вседержителя Бога написано, что тамо дал ему оправдания и судьбы (Исх. 15:25), и в другом месте: суд и правду во Иакове ты сотворил еси (Пс. 98:4). Итак, суд, или закон сеней и образов, изнесет во истину евангельских вещаний, которыми показал путь угодного Ему жительства и подзаконное служение буквы заменил истиною.
И хотя безумно поступили с Ним презренные Иудеи, дерзнув погубить Его телесною смертью, но Он воссиял как свет и не потух, то есть не был побежден тлением, не одержало верх (над Ним) безумие злоумышленников, но смерть упразднилась, Он ожил боголепно, попрал врагов, и Его страдание сделалось для живущих на земле виною спасения. Итак, не потухнет , дондеже положит на земли суд. Не подумай, что он определяет какой-либо срок, по истечении которого потухнет, то есть, после того как положит суд живущим на земли; напротив, говорит о том, что Он одержит верх над противниками и усилится в такой степени, что на всей земле положит суд. Ибо евангелие проповедано по всей земле и его вещания, так сказать, утвердились. Посему написано, что правда во век, и закон твой истина (Пс. 118:142). А также, говорит, на имя Его языцы уповати имут (подл. ἢλπισε): познав, что Он Бог поистине, хотя и явился во плоти, сделают Его упованием для себя и, как говорит Псалмопевец: о имени Его возрадуются весь день (Пс. 88:17). Ибо мы называемся христианами и возлагаем на Него всю надежду.
Толкование на пророка Исаию.
Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд
Се раб Мой, Я подкрепляю Его знамениями и чудесами. В таинственном смысле это относится ко Христу, Который называется «рабом», потому что пришел от Отца, чтобы исполнить волю Его и искупить людей, и принял образ раба, облекшись в плоть нашу, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8). Избранный Мой, прият его душа Моя. Это равнозначно сказанному; Се, Отрок Мой… Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя (Мф. 12:18). Дах Дух Мой Нань. Это одинаково со сказанным: не в меру бо Бог даст Духа Сыну Своему (Ин. 3:34). Суд языком возвестит, то есть за язычников отомстит демонам, которые их преследовали.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Ст. 1-4 Вот Раб Мой, восприиму его, избранный Мой, ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на него: он возвестит народам суд. Не возопиет и не примет личины, и не услышится вне голос Его. Трости поколебленной не сломит и льна дымящегося не погасит. Во истине будет производить суд. Не будет ни печальным ни взволнованным, пока не утвердит суд на земле, и на закон Его будет уповать острова
Иакова и Израиля в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей (Мф. 12:18), следуя еврейскому подлиннику. Это мы говорим в укор тем, которые презирают наше. Об этом подробнее написано и в толкованиях на Матфея, и в той книге, которую мы недавно написали к Алгазии. И между тем следует заметить, что где пишется о лике апостолов, там называются и Иаков и Израиль и семя Авраамово, которым, как людям и рабам, соответственно этому говорится: не бойся червь Иаков, и малый числом Израиль. А где предрешается о Христе, там читается без Иакова и Израиля.
Вот раб Μοй, Я восприиму Его, избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. И далее: Я дал тебя в завет народу, в свет язычникам, чтобы открыть глаза слепых, вывесть узников из заключения и обитающих во тьме из темницы (Ис. 42:6—7). И не удивительно, если называется рабом родившийся от жены и подчиненный закону (Гал. 4:4), иже во образе Божий сый, себе умалил, зрак раба приим и образом обретеся якоже человек (Флп. 2:7). Ему благоволит душа Моя видя в нем все силы, или вернее то, что Он Сам есть Божия сила и Божия премудрость.
Я дал, говорит, дух Мой на Него, нисходящий в образе голубя. Он возвестит народам суд, которого они прежде не знали. Не возопиет, ибо Он будет кроток и смирен, и не примет личины или не будет возвышать голоса Своего, подразумевается: Громко. Или, по Симмаху, не будет прельщен, понимая все козни диавола, или, по Семидесяти, не оставит, то есть народа иудейского, призывая его к покаянию.
Не услышится вне голос Его, ибо Он не проповедывал Евангелие другим народам вне Галилеи и Иудеи. Хотя мы читаем, что Он был в пределах Тира и Сидона (Мф. 15) или в окрестности Кесарии Филипповой, которая называется теперь Пенеей, однако нужно знать, что не написано, что Он входил в самые города.
Трости поколебленной или надломленной не переломит. Ибо Он но всем будет милостив и будет прощать грешников, говоря женщине: дерзай чадо, отпускаются тебе грехи (Лк. 7).
И льна дымящагося, или как перевели прочие: скрытаго и мрачнаго, не погасит; бывшие близкими к погашению [или истреблению] сохраняются милосердием Господа (это относительно иудеев и язычников мы изложили в выше поименованных сочинениях), но обо всем будет судить по истине, не опасаясь книжников и фарисеев, которых он безбоязненно называл лицемерами (Мф. 7:15; Мф. 22:23; Лк. 6:12).
Следующего же затем: возсияет и не сокрушится, пока не утвердит суд на земле, евангелист Матфей не поставил (Мф. 12), или же находящееся между словами «суд» и «суд» было опущено по ошибке переписчика. Означается же этим то, что восстав из мертвых, Он всех просветил и не был сокрушен смертию, пока не утвердил суда на земле Он, говоривший в Евангелии: на суд Аз в мир сей прийдох, да не видящии видят, и видящии слепи будут (Ин. 9:39). Вместо этого мы перевели: не будет ни печальным, ни взволнованным, но во всякое время будет сохранять одинаковый вид, за что ложно восхваляют философа Сократа, будто он никогда не был более обыкновенного ни печален, ни весел. Вместо этого Акила и Феодотион перевели: не помрачит и не поспешит, пока не утвердит суд на земле. Смысл же такой: никого не устрашит суровый вид и не будет спешить к наказанию тот, кто сохранит истинный суд до последняго времени.
Дальнейшее же: и на закон Его будут уповать острова, яснее изложили Семьдесят: на имя Его будут уповать народы, которые потому называются в Писаниях островами, что со всех сторон они открыты для нападений преследователей. Под законом же Его мы должны разуметь не тот, который дан Моисеем, а Евангелие. Ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2:3). Об этом законе и Иеремия пророчествует: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю завет нов, не по завету, его же некогда завещал Отцем их (Иер. 31:31-32).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.
Ст. 1-9 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам
Предшествующая речь Господа (40-41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа».
Вот, Отрок Мой… избранный Мой, к которому благоволит душа Моя… LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и «Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей (Мф. 12:18), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» - в значении Сын Мой!
Но даже и независимо от подобной вставки, существует несколько объяснений того, кого надо разуметь под избранным Отроком. Одни, очевидно, основываясь на дополнительных терминах, видели здесь общее указание на богоизбранный израильский народ, другие - вводили в него некоторое ограничение, разумея не весь народ, а только его избранных представителей т. е. праведников; третьи - относили это к одному лицу, понимая под ним или Кира, царя персов, или самого пророка Исаию. Но огромное большинство, как древнееврейских (халдейские парафрасты) святоотеческих (Иоанн Златоуст, блаженный Иероним, Кирилл Александрийский и др.), раввинских средневековых (Кимхи, Исаак Абарбанель и др.), так и новейших экзегетов (Ochlei, Delitsch, Cheyne, Orelli, Duhm, Dillmann etc.) видят здесь индивидуальное указание на Лицо Мессии, в полном согласии с евангелистом Матфеем, относящим это место, как известно, к Иисусу Христу (Мф. 12:17-21 ст.).
Впрочем, наши ученые комментаторы дают опыт согласительного толкования двух наиболее типичных экзегетических версий («Израиль» и «Мессия»), говоря так: «идея богоизбранного народа и идея Мессии, как внешнеисторических факторов, имеют одинаковое содержание, и признаки понятия «Иаков» и «Израиль» входят в число признаков понятия «Мессия». Как израильский народ был рабом Божиим (Втор. 6:13; 10:20; Ис. 41:8-9; 44:1 и др.), так и исполнивший историческое призвание сего народа Мессия был рабом Божиим (Зах. 3:8; Флп. 2:7; Деян. 3:13), исполнителем воли Божией (Пс. 39:8-9; Евр. 10:5-7), - но если израильский народ, в лице своих руководителей, явился рабом, не исполнившим воли Господина своего (Мф. 23:1-3; Рим. 2:17-24), то истинный Мессия, Господь Иисус Христос, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной», и предвидя вкусить ее, в молитве к Пославшему Его Отцу говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4 - Толков. на кн. святого пророка Исаии проф. СПб. Академии). Таким образом, по совершенно правильному взгляду приведенного толкования, рассматриваемое место одинаково должно быть относимо как к Израилю, так и к Мессии: но к первому лишь в условном, преобразовательно-ограничительном смысле, тогда как ко второму - в полном и исторически-завершительном виде.
К Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него… Многие не без основания усматривают в этих словах пророчественное указание на факт Крещения Господня, как на момент Его выступления на дело общественного служения. В это время сбылось и пророчество сошествия Святого Духа на Господа («Дух Мой на Него») и были повторены почти те же самые слова - «об особом божественном благоволении, - какие мы читаем и здесь (ср. Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22). Все эти выражения - что Бог поддержит Своего Отрока, что Он ниспошлет на Него Святого Духа - в отношении к Господу Иисусу Христу имеют, конечно, условный смысл и должны быть понимаемы человекообразно, т. е. приспособительно к нашему языку и нашим человеческим представлениям. Общая же мысль, заключающаяся в них, та, что все Лица Святой Троицы (Бог-Отец - субъект, Бог-Сын - объект, Бог-Дух Святой - посредствующая связь) объединены между собой самой полной гармонией, хотя и сохраняют свою ипостасную индивидуальность. Некоторые, впрочем, видят здесь указание на особое помазание чрез Святого Духа, какое Сын Божий получил от Бога Отца по своей человеческой природе». (Ис. 11:1-2; 61:1-2; Пс. 44:8; Ин. 3:34; Eп. Петр).
И возвестит народам суд. Новозаветное Писание ясно раскрывает нам эту мысль, когда говорит, что »Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22), или когда свидетельствует, что Он (т. е. Сын), изгнав князя мира сего вон (Ин. 12:31) и получив власть на небе и на земле, будет судить живых и мертвых (2 Тим. 4:1). Принимая во внимание последующий контекст речи, здесь должно разуметь не грозный страшный Суд Господа, который должен быть во второе Его пришествие, а то любвеобильное, милостивое, обращение к грешникам, которым сопровождалось Его первое пришествие, о котором Сам Господь ясно заметил: «Я пришел не судить мир, а спасти мир» (Ин. 17:17; ср. Мф. 9:13; 1 Тим. 1:15). Филологический анализ слова «суд» по-евр. mischpath, - что значит «определение», «приговор», а оттуда «закон» (синоним слову thora - см. 3, 4 ст.) дает основание видеть здесь указание и на тот Евангельский закон, который Господь имеет возвестить народам, по Своем пришествии в мир. Это толкование также имеет для себя опору в контексте, где говорится о суде и законе, как предмете надежд для языческого мира (ст. 4-й).
Толковая Библия.