Толкования на Пс. 9:25

Свт. Афанасий Великий

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним

Раздражи Господа грешный. Раздражил, издеваясь над сказанным в Писании о Промысле и суде Его. Ибо многие, слыша что-нибудь подобное сему, тотчас предаются смеху. А в связи с этим сказано: по множеству гнева своего, так что целое будет иметь такой смысл: грешник раздражил Господа, собирая себе множество гнева; потому что речение «своего» должно понимать о раздражившем. А присовокупленное потом: не взыщет — должно уже читать после знака препинания, так что выйдет следующий смысл: ужели, хотя грешник раздражает Бога, воспламеняя себе множество гнева, однако же Бог не взыщет? Читаемое после знака препинания может иметь и такой смысл: не взыщет ли и не воздаст ли ему Бог по гневу, какой собрал он себе в день гнева своего?

Несть Бога пред ним. Утратив в душе страх Божий, постоянно живет он во грехе. Начало всякого лукавого дела — не думать о Боге судии.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним

См. Толкование на Пс. 9:23

Блж. Феодорит Кирский

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним

«Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего». Здесь должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: «не взыщет», в таком значении: «раздражи Господа», говоря: «не взыщет». Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное. Потом Пророк выражает сие яснее:

«Несть Бога пред ним». Какая же сему причина?

Евфимий Зигабен

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним

Раздражи Господа грешный

Раздражил, говорит, или подвигнул Господа к отмщению, сам прогневавши Его и ускоривши Его праведное посещение, своим преступным поведением.

По множеству гнева своего не взыщет

Бог не станет, говорит, достойно взыскивать с нечестивых как бы требовал того праведный гнев Его; ибо, как говорит Писание: аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит (Псал.129, 3)? Гневом же Божиим пророк называет здесь праведное наказание, посылаемое Богом на нечестивых. Бог, говорит, милосерд и не наводит наказания неумеренного, хотя и заслуженного. Впрочем, согласно с некоторыми толковниками, это место можно изъяснять и иначе, именно,—что грешник раздражил Господа по множеству гнева Его, то есть достойно и самим же грешником воспламенен этот гнев в Боге; а воспламенен он нечестивыми деяниями грешника. Далее не взыщет должно понимать, как требование отчета, а вместе с тем отдание этого отчета и как вследствие раскаяния грешника; как бы так было сказано: Бог не взыщет с него, который так Его раздражил.

Несть Бога пред ним

Так думает грешник: не видит его Бог, поступающего таким образом. Или иначе: грешник не примечает своими глазами вблизи себя Бога, Который везде присущ и всевидящ.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.

Продолжает описывать характер или свойство гордаго, показывая, что он не токмо не благодарит и не хвалит Бога за свое благоденствие, но еще и хулит Его. Ибо препровождая жизнь беззаконную и порочную, не токмо не мыслит о исправлении и не ищет примирения с Богом, но и говорит: по множеству гнева своего не взыщет, то есть, грехов моих строго истязывать не будет. Ибо гордость и злоба так ослепляет ум, что грешник не помышляет, коль велико есть зло раздражить Бога. Чего же ради не помышляет о сем? Несть Бога пред ним, или, как в Еврейском тексте изображено, несть Бога во всех помышлениях его: то есть, хотя и о многом помышляет, однако Бог никогда на мысль его не приходит. Так-то забыл он Бога!

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним

Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: «не взыщет», еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас.

Прот. Григорий Разумовский

Раздражи Господа грешный: по множеству гнева Своего не взыщет: несть Бога пред ним

Этими словами пророк характеризует свойство гордого нечестивца, показывая, что он не только не благодарит и не прославляет Господа Бога за свое благоденствие, но еще и дерзает хулить Его. Проводя жизнь беззаконную и порочную, не только не думает о исправлении и умилостивлении Бога, но еще и говорит: по множеству гнева Своего не взыщет. Последнее выражение нужно понимать так: Господь не будет взыскивать за грехи мои так строго, как мог бы взыскать и истязать по причине сильного гнева Своего. Нечестивый говорит так по своему безумию и крайнему развращению, от которого ум его бывает так ослеплен, что он и не помышляет о Боге: несть Бога пред ним.

Объяснение священной книги псалмов.