Толкования на Пс. 11:1

Свт. Афанасий Великий

В конец о осмем, псалом Давиду

Содержание: О значении осмаго сказано в шестом псалме. Здесь молится Давид об избавлении от лукавого рода. Род же этот был при Спасителе нашем Иисусе Христе; о нем-то Сам Спаситель сказал: мужие ниневитстии возстанут и осудят род сей (Мф. 12:41).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец о осмем, псалом Давиду

Близко к исследованному основание надписания: «о осмей». Ибо вся попечительность о добродетельной жизни имеет в виду будущий век, начало которого, имеющее последовать за чувственным временем, круговращающимся в седмицах дней, называется осмым днем. Посему надписание: «о осмей» подает совет не иметь в виду настоящего времени, но взирать на осьмый день. Ибо, когда прекратится это скоротекущее и преходящее время, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минуется потребность приходить в бытие, и не будет уже разрушаемого, потому что уповаемым воскресением претворится естество в некое иное состояние жизни; когда прекратится и это преходящее свойство времени, потому что не будет уже силы, приводящей в бытие и разрушение: тогда, без сомнения, кончится и эта седмица, измеряющая время, заступит же ее место осьмый день, то есть последующий век, который весь составляется одним днем, как говорит некто из Пророков, уповаемую жизнь назвав «днем великим» (Иоил. 2:11), потому сей день освещать будет не чувственное солнце, но истинный Свет, Солнце правды, которое в пророчестве именуется «востоком» (Зах. 6:12), потому что никогда не скрывается на западе.

См. также Толкование на Пс. 4:1

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

В конец о осмей, псалом Давиду

Пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают Саула, где живет он. Надписание же имеет псалом: «о осмей», как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому псалом надписывается и «в конец»; так как предречение исполнится на последок времен.

Евфимий Зигабен

В конец, о осьмом, псалом Давиду

Сей псалом имеет туже надпись: «псалом о осьмом», какую имеет и 6-й псалом. Итак, смотри изъяснение ее там. И он пророчествует о воскресении Христа и об отмщении за обижаемых христиан. Ибо Господь, получив посредством смерти конец земной жизни, воскрес в восьмый день, т.е. в воскресение, который, поскольку начинает дни, называется первым (у греков); а поскольку следует за седьмым, т.е. субботою, называется восьмым. Впрочем он не надписывается «о восьмом» (на греческом περι), но: за восьмой (υπερ ογδοος) равно как и шестой; ибо не учит что такое восьмой, но просит Бога, чтобы пришел этот восьмой день,— чтобы было отмщение за мучимых диаволом и за порабощенных идолопоклонству людей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, о осмей, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

О сем надписании сказано во псалме Пс. 6:1. В настоящем же псалме Пророк приносит жалобу Богу на нравы века своего, о окружающих его, притом просит помощи против льстецов и клеветников, и испрося, научает и других уповать паче на Бога, нежели на людей, понеже словеса человеческая часто бывают ложна, словеса же Божия всегда суть истинна и верна.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

В конец, о осмей, псалом Давиду

11, 12 и 13 псалмы написаны во время гонений от Саула. Это подтверждается как тяжестью изображаемых в псалме страданий Давида, продолжительностью преобладания над ним нечестивых, так и открытым и всеобщим распространением против него клеветы со стороны врагов, равно как и горьким воплем Давида об уничтожении на земле праведности и распространении лжи. Все это отвечает времени гонений от Саула, но не восстания Авессалома, которое подготовлялось скрытно и не имело продолжительного перевеса над Давидом. Горькое сетование в этих псалмах Давида об упадке в народе нравственной чистоты предполагает в нем самом сознание своей полной праведности пред Богом, что, как мы говорили, тоже составляет особенность псалмов из эпохи гонения Саула.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, о осмей, псалом Давиду

Надписание сего псалма, составляющее первый стих его, читается так: В конец, о осмей, псалом Давиду. Подобное надписание имеется и в шестом псалме, при объяснении которого дано объяснение и сего надписания.

В одиннадцатом псалме пророк приносит жалобу Богу на лживых и двоедушных, коварных и льстивых людей, которые, притворяясь искренними и добрыми друзьями на словах, на деле оказываются гордыми и нечестивыми врагами, и при этом советует не полагаться на льстивые слова их, а возложить все упование на Бога, Который не оставляет без Своей помощи надеющихся на Него.

Объяснение священной книги псалмов.