В конец, в песнех, псалом Давиду
Содержание: Псалом этот Давид посвящает победителю по одержании победы над врагами. Вместо слов «в конец», Акила и веодотюн перевели: победителю; а Симмах: победная песнь.
Толкование на псалмы.
В конец, в песнех, псалом Давиду
Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.
Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2 Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.
А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».
О надписании псалмов.
В конец, в песнех, псалом Давиду
Почему – «в конец», «песнь» надписан этот «псалом Давида»? Так как в жизни Давида было дурное начало и хороший конец, то он и (надписал): «в конец», «песнь». Он начал дурно смотреть, когда увидел купающуюся женщину: она купалась, он погружался в грязь; она очищалась, а он осквернялся; она употребляла воду для наружного очищения, а он изнутри воспламенялся. Это заслуживало не песен и похвал, но порицаний и упреков. Искра страсти воспламенила огонь прелюбодеяния, а прелюбодеяние породило убийство. Объятый порочной любовью, погубив овцу, убил и пастуха ее. Две страсти произвели два убийства. Похоть и гнев, вооружившись, – первая принесла жену, как овцу, в жертву, а второй убил ее мужа. Да, он пожрал жену как, овцу, так как прелюбодеяние есть смерть для целомудрия. А Писание потому и назвало ее овцою, что она сохраняла себя для мужа незапятнанной и неоскверненной. Пророк Нафан говорил в притче: «и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему» (2 Цар. 12:4), называя жену агницей ради непорочности ложа. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4). Закланием называет прелюбодеяние, так как для целомудренной бесчестие есть тоже, что убийство и заклание. Но так как это прелюбодеяние свое Давид омыл постом, следы крови изгладил слезами и каждую ночь омывал слезами свою постель, после того как не во время увидел купающуюся женщину, поэтому в начале – поношение, а «в конец» – «песнь», в начале – глаз, блистающий страстью, а в конце – глаз, испускающий потоки слез.
Беседа на слова: В скорби Ты дал мне простор.
В конец в песнех, псалом Давиду
Вместо «в конец» Акила и Феодотион перевели: «Победодавцу», а Симмах: «победный». Выражение же: «в конец» означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленныя времена. И Пророк в конце псалма предвозвестил воскресение мертвых, сказав: «в мире вкупе усну и почию: яко Ты, Господи единаго на уповании вселил мя еси» (Пс. 4:9). Согласно же с переводом прочих, настоящий псалом в победную песнь Победодавцу Богу приносится блаженным Давидом по одержанной победе над Авессаломом. Ибо думают, что псалом сей изречен по окончании оной войны. В предыдущем псалме блаженный Давид сказал: «мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 4:3); а в сем говорит: «сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету, и ищете лжи» Пс. 4:3)? «И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего» (Пс. 4:4). Посему в настоящем псалме недугующих безбожием, которые не полагают, что есть над всеми Назирающий и всем Управляющий, научает, что Бог промышляет и управляет делами человеческими.
Псалом Давиду, в конец, в песнях
Словом в конец псалом этот надписан потому, как покажем ниже, что он содержит в себе между прочим пророчество о воскресении из мертвых, которое, как нам известно, принадлежит веку будущему и составляет окончание века настоящего. В песнех же прибавлено по той причине, что в нем повествуется о дивных делах Господа, даровавшего пророку победу над тираном Авессаломом, по какому случаю и был воспет им настоящий псалом.
В конец, в песнех, псалом Давиду.
НАДПИСАНИЕ
Слово: в конец, по переводу седмидесяти толковников, означает, что сей псалом есть один из полезнейших, и такой, который относится к кончине веков, сиречь, ко временам Христа, грядущаго Мессии. Слово: в песнех означает, что сей псалом должно петь или читать, сколько возможно, чаще. А по переводу нынешних толковников: Начальнейшему певцу на мусикийском бряцательном орудии, Еврейски Негиноф, песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
Давид благодарит Бога за избавление его от наветов Авессалома, и учит князей Авессаломлих повиноваться поставленному от Бога царю. Сие содержание есть историческое. В духовном разуме, Давид примером своим увещевает людей, дабы в несчастных обстоятельствах прибегали с молитвою к Богу, и от Него помощи требовали, показывая, что промысл Его относится наипаче к благочестивым людям. Потом научает, что благополучие человека состоит не в изобилии благ телесных, но в спокойствии совести.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
В конец, в песнех, псалом Давиду
Св. отцы большею частию толкуют эту надпись в смысле эсхатологическом (о конце времен). Происхождение этого псалма одни из толковников относят ко времени Саулова гонения на Давида (1 Цар. 30:6); большинство же – ко времени Авессаломова гонения; последнее мнение нам кажется справедливее; так как исторические обстоятельства этого псалма почти те же, что и псалма 3-го; только он составляет вечернюю молитву.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
В конец, в песнех, псалом Давиду
Надписание указывает на назначение псалма для общественного употребления на струнных инструментах (евр. негиннот, греч. en umnoiV в слав. «в конец», т. е. для окончательного исполнения; но каким способом не указывается, а выясняется термином «в песнях», т. е. для вокального исполнения). В евр., греч. и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Близкое сходство содержания его с 3 Пс (ср. III:3 и IV:7), равно также соответствие его содержания с обстоятельствами бегства Давида из Иерусалима в восстание Авессалома подтверждают достоверность надписания. Давид изображает себя «в тесноте», а врагов называет «любящими суету и ищущими ложь» (2 ст.), указывает на недостаток продовольствия бывших с ним людей, на отчаяние последних и получение пропитания 7(-8). В таком положении был Давид во время бегства от Авессалома, когда он находился в пустыне Маханаим и когда недостаток в продовольствии был восполнен даром, принесенным Сови, Махиром и Верзеллием и состоявшим из муки, меда, ячменя, овец и зерен (2 Цар XVII:27-29).
В конец, в песнех, псалом Давиду
В этих словах заключается надписание четвертого псалма, составление которого всеми толковниками приписывается Давиду. Слово в конец, по мнению некоторых толковников, означает, что псалом этот относится к кончине веков, т.е. ко временам Христа, Грядущего Мессии. Другое слово, в песнех, означает, что псалом этот предназначен для пения, что его должно петь или читать как можно чаще. В переводе с еврейского, например и в Псалтири, издаваемой по благословению Св. Синода на русском языке, это надписание читается так: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида». Первые слова: начальнику хора означают, что псалом, по составлении его, передан начальнику хора, по-нашему – регенту, для разучения его хором певцов; выражение на струнных орудиях означает, что заведующий музыкальным оркестром (по-нашему, капельмейстер) должен был музыкальное исполнение этого псалма расположить именно на cтpyнныx, а не на других каких-либо музыкальных орудиях , бывших в то время в употреблении у евреев при богослужении.
Объяснение священной книги псалмов.