Толкования на Пс. 13:2

Свт. Афанасий Великий

Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй или взыскаяй Бога

См. Толкование на Пс. 13:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 2-3 Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

И исполнилось пророчество: «правда с небес приникла» – от Отца Христос; «истина от земли воссияла» – от Девы Господь (Пс.84:12).

Слыша, что «Господь с Неба призрел«, не предполагай отложения божественной и бестелесной природы, или склонения, или преклонения колен, или кивания шеей, но познай Его человеколюбие и снисхожде­ние и внимание; хотя говорится о Нем, что Он имеет голову, или глаза, или уши, или рот, или руки, и что Он восседает и не встает, но во всяком случае Он не имеет членов, частей тела – и телодвижения, следовательно, если Он приникает, это не то значит, что Он Сам наклоняется, но что к нам человеколюбствует. А что «с Неба призрел», так это не значит, что в видимом небе он проде­лал окна и двери, и открыв их приник, но что от небесных ликов, умных, бестелесных и бессмертных, Он обратил Свое внимание на человечество.

Как люди называются землей: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), и: «я, прах и пепел» (Быт. 18:27), так и небом называются небесные силы, от которых Бог и призрел на землю, на человечество. «Господь с Неба» на землю «призрел» – не для того только, чтобы увидеть, но для того, чтобы тогда спасти; не для того, чтобы узнать, но для того чтобы помочь, чтобы принять как друга и возлюбить как праведного, чтобы сказать, как сказал Ною: «тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем» (Быт.7:1), и чтобы явиться как верному. Является же верующим в Него, чтобы ви­деть, нет ли немощного, ищущего врача, нет ли бедного народа из языков, ищущего Христа, Отчее сокровище, «есть ли разумеющий», чтобы с ним, понимающим и разумным, побеседовать, «или ищущий Бога», чтобы Его найти. Когда же увидели пророки, что «Господь с Неба призрел», приглашают Его: не достаточно, Го­споди, только приникнуть Тебе с неба, как ты приник, но и сни­зойди: «приклони небеса… и сойди» (Пс.143:5). Приди, Сыне Отчий, взыщи созданное по образцу Твоему, потому что «все уклонились, все стали совершенно негодны». Воинский стан людей весь поник пред вра­гом: из воинов и пророков никто не противостоит. Приди, о, Царь, и явись, и преклонятся пред Твоим достоинством. Все оста­вили пути пророков. Приди, о Путь, и заблудившиеся возвратятся (на правый путь).

Сказав: «уклонились», (пророк) показал, что по природе люди, умели ходить прямо, но от злого произволения уклонились в заблуж­дение, по написанному в Екклесиасте, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29). «Все уклонились», как телята, носящиеся по лугу, и «все стали совершенно негодны», как дыря­вые ведра, как мехи, дающие течь и ни на что более уже не годные. И не понемногу, но все вместе, «все стали совершенно негодны», запутавшись все вместе в одной сети нечестия. Если же уклонились, то, очевидно, что по природе были правыми, потому что Бог, сотворивши человека, сотворил его правым, а отнюдь не злым по природе. И в другом месте: «преступниками признал я всех грешников земли» (Пс.118:119). Словами: «все стали совершенно негодны», показал, что, будучи по природе благопотребны, непотребными сделались по собственной воле помимо природы. Итак, Господь с неба приник видеть, чтобы уклоняю­щиеся могли получить спасение, если покаются; в противном же слу­чае, продолжая грешить без раскаяния, произнесли бы осуждение самим себе. А что именно для того Господь приникает, и снисходит, и призирает, чтобы или спасти, иди осудить, послушай Его собствен­ные слова: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:20–21). Со­домляне «все уклонились», и «все стали совершенно негодны». Поэтому ниспал огонь с неба и как дрова истребил их. Неневитяне уклонились, но так как скоро обратились к покаянию, то не сделались все вме­сте непотребными, но все вместе спаслись. Видишь, как Господь при­зирает, или чтобы спасти, или чтобы погубить, поэтому и пророк Осия говорил: «слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:1–2). «Все уклонились, все стали совершенно негодны». Поэтому-то Господь с не­бес на землю приник. Как приник? Или потрясая все, или посы­лая громы, или устрашая и обнаруживая Свое негодование. «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется… горам, и они задымятся« (Пс.103:32). Господь приклонился с неба на землю, чтобы увидела земля, т.е. собственно человечество, негодующего Владыку, и перестало грешить. Так именно бывает, когда внизу во дворе или на улице неистово бесчинствуют слуги и господин или царь приклоняется свыше, чтобы, увидевши Его, слуги испугались и успокоились; точно так же, когда вся земля устремляется к нечестию, Господь приникает с неба на землю, чтобы устрашен­ная земля успокоилась от грехов. Об этом свидетельствует про­рок: «с неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла» (Пс.75:9–10). И после того как сказал: «все уклонились» (выражение: «все» – часто означает большую часть, как напр.: «все меня оставили» (2Тим. 4:16), хотя на самом деле близкие ученики Павла не оставили его), чтобы показать всеобщее крушение мира, прибавляет: «нет творящего добро, нет ни одного». От ног до главы, от последнего нищего до вельможи, весь люд поражен болезнью. Одного вер­ного и праведного ищет Бог, как в Халдее Авраама, в Содоме Лота. Но одни не имеют ни веры, ни жизни, другие имеют истин­ную веру, но не имеют доброй жизни, «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). О Боге говорят много и громко, а относительно добрых дел предаются сну. «Нет творящего добро, нет ни одного».

Беседа на псалом 13.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания «на высоких живый и на смиренныя призираяй» (Пс.112:5–6); но подвергнув точному изследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне, совершаются» (Быт.18:20).

Евфимий Зигабен

Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй пли взыскаяй Бога

Бог, говорит, воззрел на сынов человеческих, т. е. принадлежавших Сеннахериму, и находившихся в таком растленном и гнусном состоянии; воззрел, говорит, с неба, потому что почитался живущим на небе; как сказано: Живущий на небесах (Пс. 2,4) воззрел, чтобы видеть, найдется ли кто либо между ними познающий Бога из сотворенных Им чудес, и ищущий Его, т. е. призывающий имя Его согласно с сим: я искал Господа и Он услышал меня (Пс. 33,4), ибо некоторые из знающих Бога предаются своевольствам и не признают Его за Бога. Давид человекообразно представил Бога преклоняющимся с неба, как бы с высоты, и смотрящим. Ибо как Бог везде, так и знает все. Надобно заметить, что этот образ выражения, т. е. что Бог наклоняется и смотрит, находится во многих местах священного Писания; а сказать иначе, сими словами Давид изображает повсеместное посещение и видение Божие; поелику Он смотрит с неба на землю, и знает все подробно и столь беспредельное почти расстояние не препятствует Ему в том нисколько.

Василий Великий изъясняет это так: Бог преклоняется с неба, как живущий в вышних и призирающий на низшее; ибо небо, говорит, престол у Меня, а земля подножие. Но на небе Он не основался, ни на земле не утверждает ног своих. Но поелику мы представляем небо чем-то высшим, то, приспособительно к нашему мнению, Он имеет престол на нем.

Еп. Ириней (Орда)

Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога

Сам Господь всевидящий, когда осматривает это сборище людей (сыны человеческие – нечестивцев, а не всех людей), то не находит между ними ни одного доброго, потому что все они нечестивы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

Около Саула группировались люди, пользовавшиеся своим влиянием на него для личных целей. Эти цели, равно как и средства для их осуществления, были настолько нечисты, что не осталось «ни одного, делающего добро». Выражение гиперболическое, указывающее на степень широкого распространения всяких злоупотреблений и насилий в народе.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Господь с небесе приниче на сыны человеческий, видети аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго

Всеведущему и Живущему на Небесах Господу естественно надзирать не только землю с живущими на ней сынами человеческими, но и всю вселенную: «Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори», – как написано в книге Иова (Иов. 28:24). И многое из того, что Всеведущему и вся назирающему Господу Богу известно, делается по откровению от Господа известным и святым Его пророкам. Дух Святой открывает им многие тайны судеб Божиих. Так и пророк Давид, извещенный от Духа Святого, в псалме своем воспевает данные ему от Бога откровения о безбожии и нравственной развращенности людей. Господь, говорит он, с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли между ними знающие или ищущие Бога; и увидел, что все уклонились от путей правды, все равномерно неключимы, т.е. все сделались непотребны и мерзки пред Богом, так что нет ни одного человека, который был бы расположен к добру и любил бы добродетель. Читая эти слова псалма, можно подумать, что пророк как бы забывает о праведном Ное, который жил во дни потопа и всеобщего развращения нравов у людей, о праведном Аврааме, о Моисее и других пророках, «иже верою победиша царствия», как говорит апостол (Евр. 11:32–33), «которых весь мир не был достоин, которые стремились к лучшему, т.е. к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр. 11:16, 38). Говоря, что при воззрении Господа с небесе на сынов человеческих, все они, даже до единого, оказались непотребными пред Ним. Давид не исключает и себя, и Самуила, и Нафана, и многих других современных ему и последовавших за ним пророков Божиих, которые все старались служить Господу во истине и правде, и все были исполнены благодати Духа Святого (2 Пар. 8:14, 15:1). Вси уклонишася, вкупе неключими Быша – слова эти нужно понимать в общем смысле; псалмопевец говорит в них о всеобщем развращении рода человеческого, об общей порче человеческой природы, которая вошла в мир через грехопадение первых человеков, говорит о том, каковы все люди по растленному естеству, а не о том, каковыми они становятся по благодати Божией. О том, что, по благодати Божией, и из грешных людей могут быть, и многие действительно бывают, праведными, преподобными и святыми, что на земле всегда был, есть и будет род праведных и что Сам Господь пребывает в роде праведных, – об этом пророк Давид говорит и в сем же псалме (ст. 5).

Объяснение священной книги псалмов.