Толкования на Пс. 16:4

Свт. Афанасий Великий

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих. Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого. За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

Толкование на псалмы.

Прп. Максим Исповедник

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

Все слова Господни содержат следующие четыре предмета: заповеди, догматы, угрозы, и обетования и мы ради их претерпеваем всякую строгость жития, как-то: посты, бдения спание на голой земле, лишения и труды в послушаниях, обиды, бесчестие, мучение, смерть, и тому подобное. За словеса устен Твоих говорит Пророк, аз сохраних пути жестоки.

Главы о любви.

Прп. Серафим Саровский

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтобы не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по Псаломнику: Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, а молить Господа: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18,13-14).

О внимании к самому себе.

Блж. Феодорит Кирский

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

См. Толкование на Пс. 16:3

Евфимий Зигабен

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих

Приведенное место не есть не соответствующее ходу речи в псалме, как однако же полагали некоторые толкователи; оно содержит в себе причину испытания Давида. Ты с тою именно целью, говорить он, Боже, и попустил подвергнуться мне испытаниям, дабы я, оставаясь выше других, не возгордился в душе над ними и не стал обвинять единомышленников Саула, злорадствуя тому, что они делают неправое. Или иначе: Ты потому попустил подвергнуться мне испытаниям, чтобы я тотчас же обратясь к Тебе, Боже (ибо во время наших скорбей мы обыкновенно и вспоминаем о Тебе), назвал свои деяния, как такие, которые все и всегда Ты направляешь к полезному.

За словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

Словесами устен Божиих пророк называет здесь заповеди закона, данного чрез Моисея; выражение же уста Божии употреблено в несобственном смысле, оно значит, что закон Моисеев произошел собственно от Бога. Потому то, говорит, и сохранил я, или шел по путям жестким, по путям т.е. добродетелей; они действительно жестки и нелегко проходимы, лишены всякого плотского наслаждения. Выражение сохранять употребляется в св. Писании в значении исполнять или совершать; в этом значении оно употреблено и здесь и с тем же значением его можно встречать очень часто в разных местах Писания. Так например: Сохраних заповеди Твоя (Псал. 118,168), т. е. исполнил их требования на самом деле.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки.

Давид свидетельствует, что хотя многие убеждали его убить Саула, но он от того удерживался словом Божиим, запрещающим силу силою отражать, или зло за зло воздавать. Не точию, глаголет, врага моего ничем я не оскорбил, хотя и многие к тому убеждали меня, представляя свои услуги; но и язык сохранил свободен от поносных слов против особы его, и чего он и прочие враги мои делать не стыдилися, того я ниже говорить хотел. Сие же, толь трудное и по естеству своему жестокое дело, исполнил я единственно для того, дабы оказать повиновение к Твоим заповедям. За словеса уст Твоих сохраних пути жестоки.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки

Он не только не сделал ничего злого, но даже ни разу не говорил о несправедливостях (дел человеческих), какие обыкновенно совершают люди, а особенно враги его; такое воздержание языка своего стоило ему, правда, тяжелой нравственной борьбы (пути жестоки); но из-за благоговения к Божественным заповедям (за словеса устен Твоих) он этого не устрашился.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки

«В делах человеческих». Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. - «По слову уст Твоих» - согласно с Твоими заповедями «я охранял себя от путей притеснителя» - Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.

Под «словами уст» можно разуметь и Божественное назначение Давида на царство, послужившее основной причиной гонений на него со стороны Саула. В этом случае означенный стих можно передать так: вследствие Твоего помазания и назначения меня на престол, я мог бы составлять партии и собирать вокруг себя сторонников для насильственного низложения Саула, но я избегал быть начальником, притеснителем.

Прот. Григорий Разумовский

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки

Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще – грешные дела. Пути жестоки, т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Объяснение священной книги псалмов.