Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи
См. Толкование на Пс. 118:167
Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи
Пророк снова возвращается к средствам защиты и охранения богоугодной жизни по заповедям и, как на главнейшее из них, указывает на сознание везде присутствия и всевидения Божия. Это как бы следствие предыдущих его размышлений. Страх нарушить заповеди и чаяние благоплодности от исполнения их приводят к любви. Возлюбивший заповеди не может не возлюбить и Заповедавшего, а возлюбив, не может уже забыть Его, и неотступно носит память о Нем в сердце своем, ибо таково свойство любви. С любовию памятующий о Боге всегда имеет Его пред очами своими, сам ходит пред Его очами и сознает себя во всех путях своих и начинаниях открытых пред Ним. А такое сознание какой страх возбуждает с своей стороны в сердце, какую надежду и какую любовь! И сколь потому могущественное в едином себе совмещает средство к охранению и поддержанию жизни по заповедям! Пророк не раз исповедал это; а здесь он удостоверяет, что, сознавая, как все пути его открыты пред Господом, он строго исполнял все заповеди Его; и прежде говорил он, что намеренно поддерживал в себе это сознание, дабы не сдвинуться с пути правого: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся, и уклонения других людей на распутия объяснял не иным чем, как тем, что они не предложиша Бога пред собою. Подобно ему, и Сирах производит падкость на грех от ложной уверенности грешащих, что их никто не видит, потому что тьма окрест и стены закрывают их. А того не разумеют, что очи Господни тмами тем крат светлейшии солнца суть, презирающии вся пути человеческия и разсматряющии в тайных местех. Если б разумели это и помнили, – не стали бы грешить.
Потому-то все святые подвижники имели и других учили иметь первым делом установление в себе памяти о Боге, так чтобы она слилась с сознанием, – что и называли они хождением пред Богом; ибо после этого, что ни делал бы человек, не может делать того иначе, как с мыслью, что Бог пред ним и смотрит, что и как он делает. И это как для внутренних, так и для внешних дел. Отсюда – тщательный выбор только одного богоугодного и совершение того, что выбрано, наиусерднейшим образом, в той мысли, что избранное богоугодное посвящается Богу и есть потому дело Божие, – одно из тех, за которые, если кто с небрежением творит, навлекает на себя клятву.
Хочешь ли, потому, хранить себя непорочным во всех путях своих, – утверди в памяти, что все пути твои открыты пред Богом и что очи Господни утверждены на тебя, на дела твои и на помышления сердца твоего. Как утвердиться в этом? – Начни трудиться в стяжании такого навыка, и самый труд научит тебя, как преуспеть в этом. Только усердно возжелай и ревностно устремись.
Последнее восьмистишие идет под буквою тав, что означает знак.
Святой Исаак Сирианин пишет в руководство тому, кто идет путем внутренней жизни к умному и сердечному соединению с Господом, чтоб он держал в памяти знаки, по которым мог бы определять, – идет ли, или стоит, и право ли идет, или неправо. «Положи, говорит, примету и, входя внутрь себя, смотри – какие страсти изнемогли в тебе и отступили от тебя; видно ли, что среди загноения язвы твоей начала нарастать живая плоть, то есть душевный мир; точно ли находишь ты, что помысл начал очищаться; приходит ли парение мыслей в час молитвы; ощущаешь ли в себе, что душа приосеняется кротостию и тишиною; восхищается ли ум твой, без участия воли, к понятиям о бесплотном; возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимая и неудержимо влекущая внутрь ум твой». В других местах он указывает другие приметы преуспеяния – одни для созерцательной, другие для деятельной жизни. Каждая степень той и другой имеет свои приметы.
Нечто подобное сему указывает и пророк в настоящем восьмистишии, – указывает то есть приметы, по которым можно определять – стоит ли кто на добром пути и идет ли по нему как должно; это самое благопотребное заключение всех его нравоучительных наставлений. Не будем, впрочем, наперед перечислять то, что именно указывается как примета в этом смысле: содержание каждого стиха само скажет нам об этом.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Сохраних заповеди твоя и свидения твоя, яко вси путие мои пред тобою, Господи
См. Толкование на Пс. 118:167
Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко ecи пyтиe мои пред Тобою, Господи
Выше Давид сказал отдельно, что он сохранил свидетельства Божии; а теперь соединил оные с заповедями, чтобы показать, что и те и другие значат одно и то же. Далее, по словам Феодорита, открывает, что было причиною хранения заповедей, именно то, что все, говорит, пути жизни моей и всякой деятельности моей совершаются пред Тобою, Господи; и я провождаю жизнь мою так, как бы Ты был свидетелем и зрителем ее, как говорит о сем и в другом месте: я зрел Господа предо мною всегда (Псал. 15,8); почему боясь Тебя, как видящего ВСЕ мои действия, я храню заповеди и свидетельства Твои.
Дидима: Кто идет путями добродетелей пред лицем Божиим, так что исполняет их согласно с намерением Божиим для самого добра, а не для какой-либо корысти или тщеславия, тот хранит заповеди Божии, подавая милостыню праведную и без тщеславия убеляясь во время поста, а не показывая лица мрачного, и все прочее совершая так, как предписано в законе Божием.
Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко ecи пyтиe мои пред Тобою, Господи
Здесь пророк снова возвращается к средствам защиты и охранения богоугодной жизни по заповедям и, как на главнейшее из них, указывает на сознание вездеприсутствия и всеведения Божия. Это как бы следствие предыдущих его размышлений. Страх нарушить заповеди и чаяние спасения от исполнения их приводят к любви. Возлюбивший заповеди не может не возлюбить и заповедавшего, а возлюбив, не может уже забыть Его, и неотступно носит память о Нем в сердце своем, ибо таково свойство любви. С любовию памятующий о Боге всегда имеет Его пред очами своими, сам ходит пред Его очами и сознает себя во всех путях своих и начинаниях открытым пред Ним. Пророк не раз исповедал это, а здесь он удостоверяет, что, сознавая, как все пути его открыты пред Господом, он строго исполнял все заповеди Его: Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи. Вот почему и все св. подвижники имели, и других учили иметь, первым делом установление в себе памяти о Боге, так, чтобы она слилась с сознанием, что и называли они хождением пред Богом, ибо после этого что ни делал бы человек, не может делать того иначе, как с мыслию, что Бог пред ним – и смотрит, что и как он делает.
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:161