Толкования на Пс. 17:8

Свт. Афанасий Великий

И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог

И подвижеся, и трепетна бысть земля. Описывает совершившееся при снисшествии Господа. Ибо подвиглись тогда все живущие на земле, и всякая страна наполнилась слухом о Нем. Основаны гор смятошася. Горы суть лукавые силы, превозносящиеся пред Божией славой. Основаниями их называет Давид сокрытые во глубине помыслы. И подвигошася, яко прогневася на ня Бог за то, что долгое время обольщали живущих на земле многобожною верою.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-9 И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него

Все это сказал Пророк, не потому что так совершенно и было, но потому что так умопредставляется верою. Бог не только в наказание, но и в устрашение людей не редко совершал это, приводя в ужас и молниями, и громами, и землетрясениями, и огнем. Так восхотев устрашить и Израиля, показал им гору Синай дымящуюся огнем. Поэтому и сей Пророк тем же самым изображал врагам наложенное на них наказание. Научает же и прочих людей не делать подобнаго, чтобы не потерпеть подобных казней.

Евфимий Зигабен

И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог

И подвижеся (поколебалась) и трепетна бысть земля

Отсюда начинается в псалме пророчество об Иисусе Христе; при чем св. Давид употребляет глагольные формы прошедшего времени в значении будущем. Это особенность, свойственная пророческой речи. А что здесь именно заключается пророчество о Христе, это не может подлежать ни малейшему сомнению, потому что во все продолжение царствования Давида с ним не было ничего подобного описываемому здесь. Заметим, что вместо подвижеся и трепетна бысть земля, как перевели 70 толковников с еврейского, приведенное место в переводе Акилы читаем: земля поколебалась и потряслась. Под землею разумеются здесь люди вообще, как сотворенные из земли и как жители земли. Когда Иисус Христос проповедовал свое учение, тогда именно вся земля пришла в смущение, т.е. как иудеи, так и язычники, смутились от славы, какая повсюду распространялась об Иисусе. Страх и смущение значат одно и тоже.— Испугались они, когда увидали те дивные дела, какие совершил Спаситель на земле; трепет значит именно страх, так как тот, кто бывает чем-нибудь сильно напуган, обыкновенно начинает трястись или трепетать в испуге. Можно впрочем изъяснить приведенное место и следующим образом: потряслись, т.е. собравшиеся вокруг Христа, будучи привлечены к Нему молвою, какая прошла о Нем повсюду; они перепугались, смущенные собственными заблуждениями.

И основанья гор смятошася (пошатнулись) и подвигошася (поколебались) яко прогневася на ня Бог

Горами названы здесь демоны за свойственные им высокомеpиe и гордость, а основаниями этих гор тайные замыслы демонские. Потому что демоны, видя несокрушимую силу Христову, смешались в собственных своих помыслах, задаваясь вопросом: кто бы это такой мог быть? и в тоже время соображая: что именно они должны будут потерпеть от него? Итак, с одной стороны пришли в смятение их помыслы, с другой сами они подвиглись или поколебались, т. е. сдвинуты были с высоты той власти, которую они доселе проявляли в мире. A это случилось таким образом с ними потому, что на них разгневался сам Бог за угнетение и порабощение несчастного рода человеческого. Но это место можно также понимать как пророчество о совершившихся в природе явлениях во время крестных страданий Господа, когда потряслась земля, и распались камни, ибо Бог прогневался на народ иудейский.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог.

Понеже Давид не мог по достоинству превознести помощь Божию, которую он на себе испытал: то образ ея живо написует на небеси и на земли, представляя, что она была так очевидна, коль приметны бывают перемены, производящия различные виды на небеси и на земли. Ибо ежели бы положение вещей всегда находилось в равномерном и том же порядке, то не так бы ощутительно было могущество Бога. Но когда Бог или дождем, или громом, или бурею внезапно преображает небо, тогда и самые нечувствительные как бы от сна пробуждаются: ибо такия внезапныя перемены присутствие Божие показывают лучше. Хотя же и при ясном и спокойном небе зело явно усматривается величество Божие; но понеже люди внимания своего к оному не обращают, пока Бог не снидет к ним ближе: то Давид, дабы сильнее нас тронуть, исчисляет здесь внезапныя оныя перемены, которыми обыкновенно поражаемся, и вводит Бога, то одеяннаго густым облаком, то бурями возмущающаго и сильным стремлением ветров разсекающаго воздух, то молнию и гром мещущаго. Мысль Пророка относится к тому, дабы показать, что Бог, восхотев его избавить от врагов, не меньше светлыя явил в том знамения, как если бы силою Своею потряс небо и землю, и все твари превратил вверх и вниз. Ибо глаголет, что и земля потряслася, и основания гор подвиглися с места: то есть, что не было ничего столь твердаго и непоколебимаго в мире, что бы не пришло в движение, или не потряслося. Впрочем надлежит знать, что Давид не исторически повествует о сем, но употребляет подобия сии, снисходя невежеству людей, которые не понимают Бога, как разве по внешним знакам. А что некоторые мнят, аки бы чудеса сии видимым образом произведены были, сие неосновательно. Ибо Священное Писание, повествуя о жизни Давида, ничего о сем не упоминает. Итак, вышереченными словами не что иное показывает Пророк, как безпредельную силу Божию, которая в едино мгновение ока может потрясти землю даже до оснований ея, и в воздухе внезапно произвести сильные ветры, густыя облака, ужасные громы и молнии, как учинил сие на горе Синайстей, предавая закон, и преводя людей через Чермное море. Оныя слова: яко прогневася на ня Бог, сказаны относительно ко врагам или нечестивым людям: тако бо часто глаголет Бог, что Он воспламеняся негодованием и ревностию, исходит вооружен для защищения и охранения верных.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог

Бог пришел на землю, произвести в своем гневе страшное наказание (изображение в виде грозы) над нечестивыми врагами псалмопевца, и спас его; это основная мысль высокопоэтического изображения от ст. 8–20. Когда является всемогущий Бог, пред Ним вся тварь дрожит во всех своих составах (ср. Исх. 19 и д.); и когда Он в гневе приходит на суд, то является в грозе, в сопровождении грома, молнии, града, бури, землетрясения (ср. Ис. 5:25;13:13; 24 и д. Мих. 1:3; Авв. 3 и д.); когда же Он приходит, чтобы показать свое величие и славу, то восседает на херувимов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог

Изображение сильной грозы. - «Основания гор» - от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор.

Прот. Григорий Разумовский

И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог

Отселе начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое. Но по тому самому, что оно высокопоэтическое, что под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое, и не должно быть понимаемо буквально до слова. «Все это сказал пророк, – говорит блж. Феодорит, – не потому, что так совершенно и было, но потому, что так умопредставляется верою» [6, с. 74]. Как в настоящем стихе говорится о землетрясении, так в следующих за ним (до ст. 16) пророк высказывает другие грозные прещения гнева Божия на беззаконных и нечестивых людей. И хотя ни землетрясений, ни других особенно страшных явлений видимой природы не было во времена Давида, если не считать за таковое моровую трехдневную язву (2 Цар. 24), тем не менее, такие явления всегда были возможны, и описания таких явлений, бывших прежде Давида, были ему известны из священных книг. Таким образом, боговдохновенный псалмопевец в рассматриваемом псалме изображает если не действительные события, то всегда возможные. «И поколебалась, и потряслась земля; и основания гор пошатнулись и поколебались. Ибо Господь Бог прогневался на них». Так читается это место псалма по русскому переводу, и в нем ясно говорится о землетрясении. Таковое землетрясение было во время крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа (Мф.27:51). О бывающих в разных местах землетрясениях нередко приходится слышать и в наше время; они, без сомнения, бывали и в древние времена, и о них псалмопевцу было небезызвестно. Некоторые из священных толкователей псалмов видят в этом месте псалма пророчество о втором и страшном пришествии Христовом, когда будут великие знамения, большие землетрясения по местам и ужасные явления (Лк. 21:11). Яко прогневася на ня Бог – слова эти сказаны в отношении к нечестивым людям, против которых воспламенился гнев Божий.

Объяснение священной книги псалмов.