Толкования на Пс. 17: 32

Свт. Афанасий Великий

Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего

Ибо единое Божие Слово есть истинный Бог и Единородный, потому что Оно единое есть также Бог, как и Отец. Сказав же о Христе, что он Бог по естеству, говорит теперь: или кто Бог? У нас один Бог Отец, и нет другого Бога, так чтобы один исполнял прошение одного, а другой прошение другого. Но, может быть, два стиха поставлены во взаимной соответственности. Так, истинный Бог препоясал силою для одержания победы, и положил непорочен путь мой к совершению добрых дел.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего

Что сие и подобное сему сказано в Писании не в отношении к Сыну, а в отношении к так называемым, но не подлинным, богам, сие достаточно доказано теми местами, из которых заимствовали мы доказательства, что Сын и в Ветхом и в Новом Завете многократно называется и Богом и Господом. Но в большую ясность приводит сие Давид; сказав: «кто подобен Тебе», он присовокупил: «в бозех, Господи» (Псал.85, 8)? И Моисей говорит: «Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чужд» (Втор. 32, 12), хотя Спаситель и был с ними, как говорит Апостол: «пияху бо от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос» (1Кор.10, 4). А Иеремия говорит: «бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут под небесем» (Иер. 10, 11). Ибо Сын не в числе их; Он Сам Создатель всего. Поэтому относительно к идолам и чтилищам языческим, а не к Сыну разуметь должно сказанное выше и следующее: «Аз Бог первый, и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога» (Исаии 44,6); и: «прежде Мене не бысть бог ин, и по Мне не будет» (Иса.43,10); и: «слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть» (Второз.6,4); и все подобные места.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Блж. Феодорит Кирский

Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего

Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.

Евфимий Зигабен

Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего

Яко кто бог, разве Господа

Союз яко здесь—излишний; или же он употреблен вместо другого союза—ибо. Ибо кто другой, как бы так говорит пророк, по самому естеству своему есть Бог кроме Господа? т. е. кроме Бога Отца.

Или кто бог разве Бога нашего

В этом месте пророк назвал Богом—Бога Сына. Говоря Бога нашего, он причисляет себя к нам, уверовавшим во Христа, предузнав пророческим духом своим святость веры нашей.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего?

Сия есть вторая вина, для которыя Давид уповал на Бога и от Него единаго ожидал света и крепости: понеже де Он един есть истинный Бог, и потому все надеющиеся на Него, яко на твердый и непоколебимый камень, должны быть безопасны и благонадежны: и напротив того, все уповающие на иную какую-либо тварь, каковы были языческие боги, по нужде должны постыдиться.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего

И не тщетна, как бы так говорит пророк, не напрасна вера и надежда на Господа Бога нашего всех уповающих на Него; потому что Он один есть истинный Бог, Бог вечный, всемогущий и праведный, един Творец мира и Вседержитель. И все надеющиеся на Него, как на твердую и непоколебимую скалу, будут безопасны, как и напротив, надеющиеся на какую-либо тварь, каковы были все языческие боги, бывают постыжены и посрамлены.

Объяснение священной книги псалмов.