Толкования на Пс. 18:1

Свт. Афанасий Великий

В кoнeц, псалом Давиду

Содержание: Настоящий псалом содержит в себе первоначальное учение, предлагаемое язычникам от лица Апостолов; потому и говорится, что и небо, и солнце, и прочие стихии, у язычников почитавшиеся великими богами, песнословят Творца своего.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В кoнeц, псалом Давиду

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец, псалом Давиду

От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. «Не видимая бо Его», говорит Апостол, «от создания мира творенми помышляема видима суть» (Рим. 1:20); и еще: «егда бо языцы неимуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. 2:14). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: «преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою Ходатая» (Гал. 3:19). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. «Закон бо духа жизни свободил мя есть», говорит он, «от закона греховнаго смерти» (Рим. 8:2). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему «и в конец» отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет.

Евфимий Зигабен

В конец псалом Давиду

И этот псалом имеет надпись: «к концу». Потому что Давид сочинил его в старости, когда имел в виду конец жизни. Или сказано: к концу, потому что пророчествует о том, что сбылось в конце времен. Ибо он заграждает здесь, по словам Афанасия, безбожие тех пустословов, которые смели говорить, что не Бог сотворил все, но само собою произошло.

У Феодорита сказано, что Давид излагает здесь три закона: первый естественный, чрез тварь проповедующий о Творце; второй данный Моисеем, доставляющей большее познание о Творце охотно внимающим ему; третий благодатный, совершенно очищающий души и освобождающий от настоящего тления. Посему то этот псалом и конец нам указывает, предвозвещая о новом завете в конце.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме прославляет Давид, во-первых, Создателя Бога от величества и красоты тварей Его. Во-вторых, по показании совершенств и величества Творца, входит в разсуждение о преизяществе и совершенстве закона Его, который сравнивает с небесным светилом, котораго нет ничего в вещах телесных прекраснее, полезнее и сильнее. А дабы мог в законе оказать действительные успехи: то, в-третьих, испрашивает у Бога помощи и благодати Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

В конец, псалом Давиду

Надписанием и сходством этого псалма с другими псалмами Давида подтверждается происхождение его от последнего. Время написания точно указать невозможно за общностью его содержания. Этот псалом - торжественный гимн Богу, как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника. «Кант не вспоминал ли об этом псалме, когда говорил: есть две вещи, которые возбуждают во мне постоянное изумление, звездное небо над моею головою и нравственный закон в моем сердце!» (Вигуру. Руководство к чтению Библии, т. 2, первая половина, с. 47:7).

Прот. Григорий Разумовский

В конец, псалом Давиду

В переводе с еврейского эта надпись читается так: «Начальнику хора. Псалом Давидов». Значение всех этих изречений указано в объяснении предыдущих псалмов.

По содержанию псалом сей есть нечто иное, как хвалебная песнь, прославляющая величие и славу Божию в природе видимой и в спасительных свойствах и действиях закона Божия. Так как св. апостол Павел (Рим. 10:18) и многие из св. отцов в изречениях сего псалма видят пророческое указание на новозаветные времена, именно относят их к евангельской проповеди, то и выражению в конец священные истолкователи сего псалма придают значение указания на то, что в Пс.18 пророк говорит о событиях, имеющих исполниться в последующие времена, «на последок дний» (Евр. 1:2), в конец.

Объяснение священной книги псалмов.