Толкования на Пс. 20:9

Свт. Афанасий Великий

Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе

Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Слово это обращено как бы к самому Господу по причине того, что сделано против Него народом иудейским. Говорит же, что изыщет грешников. Ибо, если в соблюдающем заповеди совершается любовь Божия, то явно, что не соблюдающий ненавидит Бога, и таковой именуется погибшим.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе

Яснее выразил это Симмах: рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя. Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: «десница» и «рука» Пророк наименовал опять Божию действенность.

Евфимий Зигабен

Да обрящется рука твоя всем врагом Твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе

Рука Божия есть сила Его, о которой молится Давид, чтобы все хулившие Бога пали от нее. Или сила Твоя, Господи, да окажется, т.е. пошлет наказание всем врагам Твоим; и десница твоя пусть найдет, т.е. постигнет и вразумит всех ненавидящих Тебя.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе.

Доселе описываемо было внутреннее царства благополучие, а здесь присовокупляется непобедимая противу внешних врагов сила, аки бы сказано было, что царь Израилев будет торжествовать над всеми врагами. Итак член сей не напрасно присовокупляет к преждереченным. Ибо не довольно было бы для царства внутрь наслаждаться миром, богатством и всякаго рода благими, а извне быть подвержену насилию врагов; но требуется притом, дабы и от внешняго насилия добре ограждено было. Сие наипаче приличествует царству Христову, которое иногда явно, а иногда тайно воюемо бывает от врагов, но всегда пребывает непоколебимо. Ибо Царь наш, который противополагает руку свою к покровительству верных, есть превыше всех. Рука его обретается ощутительна всем врагам, десница его обретает всех ненавидящих царство его. К сему присокупляется и ужасный род мщения, которому подвергаются нечестивые и безумные презрители Бога, востающие, подобно исполинам, противу единороднаго Сына его; глаголет бо:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 9-13 Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет: во избытцех Твоих уготовиши лице их

Народ обращается к самому царю-победителю и выражает желание, чтобы, при помощи Божией (Господь гневом и пр.), удалось ему истребить и остальных врагов его, замышляющих недоброе против него.

Всем врагом: «да найдет рука Твоя всех врагов Твоих», т.е. для наказания их. Яко пещь – страх и бедствия, которыми Ты поразишь, должны в них гореть как огонь в печи, так что они похожи на печь огненную, ср. также 2 Цар. 12:31. Во время лица, т.е. когда Ты обратишь против них гневное Твое лице. Плод их – потомство, дети. Уклониша – они наклонили зло над тобою, чтобы бросить на тебя, на твою голову. Во избытцех мы относим к яко положиши я; избытки – оставшиеся верными царю, верный ему народ; от этой-то верной Давиду части народа, во время войны, враги должны будут обратиться в бегство; и царь тогда восстановит лице своих верных (уготовиши), т.е. снова сделает их радостными и веселыми. Я – врагов. Положиши хребет – обратиши в тыл, в бегство. Их относится к избыткам. Другие толковники под избытками разумеют оставшихся не убитыми победителем врагов, чтобы таким образом восстановить еще лице врагов в их потомстве, не совершенно истребить их.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе

Ст. 9 и 20 Пс входят в состав утрени. Так как благосостояние народа тесно связано с успехом начинаний его правителей, пекущихся об этом благе, то церковь от лица верующих молится за царя словами этих псалмов, испрашивая для него благословения от Бога.

См. также Толкование на Пс. 20:8

Прот. Григорий Разумовский

Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе

Выражения: да обрящется рука Твоя, да обрящет десница Твоя употребляются в Священном Писании в смысле невозможности человеку укрыться от всеведения и вездеприсутствия Божия, наказующего и поражающего всех ослушников и непокорных воле Божией (1 Цар. 31:3; 3 Цар. 13:24). После того как перечислил различные милости и благодеяния Божии к Давиду и его потомству, псалмопевец как бы в дополнение ко всем этим милостям, имеющим внутреннее духовное значение, присовокупляет и эту обличительную речь против внешних врагов его, которые вместе с тем были и врагами Божиими, противящимися определениям воли Божией. В духовном знаменовании, в изречениях сего стиха изображается строгость суда Божия на всех неверующих, непокоряющихся истине евангельского учения, проповеданного Иисусом Христом и Его апостолами (Мф. 24:50–51). В следующих стихах псалма сего изображаются и самые виды мщения и строгого суда Божия на неверных и нечестивых рабов Его.

Объяснение священной книги псалмов.