Толкования на Пс. 21:13

Свт. Афанасий Великий

Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя

Обыдоша мя тельцы мнози, разумеет правителей народа иудейского.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя

См. Толкование на Пс. 21:12

Евфимий Зигабен

Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша (обступили) мя

Тельцами Господь называет здесь простой иудейский народ, как младший и не устроенный, юнцами архиереев, книжников и старейшин народа, как старших по возрасту, начальствующих и верховных; их же он называет и тучными, как получивших многие дары и блага от Бога. О них предсказал и Моисей: и ел Иаков и насытился и отвергнулся возлюбленный; утучнел, утолстел, разширился; и оставил Бога—Творца своего (Втор. 32,15). Здесь смотри и Осии (4,17; гл. 10, 11), где он уподобляет племя Ефрема телице разсвирепевшей и возлюбившей прение.

Или называет их тучными потому, что они услаждались почестями от всех и сопровождениями народа. А у бл. Иеронима эти слова читаются так: сильные васанские опозорили меня; а означают они возложивших на Него вместо диадимы венец из терния воинов (в Катенах). Тоже говорит и Евсевий с присовокуплением, что так переводит оные слова и Акила.

Лопухин А.П.

Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя

См. Толкование на Пс. 21:12

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй

Здесь от обыкновенной формы речи пророк, по свойственному вообще псалмопевцам поэтическому вдохновению, переходит к образной, метафорической речи и называет врагов и мучителей Христа тельцами и юнцами тучными, а также сравнивает их с хищным и рыкающим львом. По словам блж. Феодорита и других отцов, юнцами тучными (быками васанскими) пророк называет священников, книжников и фарисеев и вообще правителей еврейского народа, которым от последнего воздавались разные почести и знаки особого уважения, а тельцами – народ иудейский, на который книжники и правители возлагали тяжелое иго закона, как ярмо возлагается на быков. Изображая злобу этих врагов Христа, пророк как бы от лица Его говорит: восстали на Меня свирепые и злобные правители иудейского народа и, подобно рассвирепевшим волам и голодным львам, окружили, чтобы погубить Меня.

Объяснение священной книги псалмов.