Толкования на Пс. 22:4

Свт. Афанасий Великий

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста

Аще и пойду посреде сени смертныя. Как бы обращает речь к Отцу. Самого же Христа называет жезлом силы, жезлом славным, жезлом величия. Как вразумляет жезл, так деятельная жизнь учит умерять страсти. Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Разумеет самого Христа, а также и сказанное: жезл силы послет ти Господь от Сиона (Пс. 109,3), и жезл крепости и жезл славен (Иер. 48,17). Жезл — сила вразумляющая, а палица — помощь, оказываемая в утешении.

Толкование на псалмы.

Прп. Исидор Пелусиот

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста

Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Сие, думаю, значит вот что: поскольку, вознерадев, поползнулся я в грех, то жезлом обучил Ты меня трезвенности. Поскольку же, наказуемый, впал я в малодушие, то подкрепил Ты меня поддерживающею палицею.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста

Сень смертная есть человеческая жизнь. И тот, кто с Богом и с кем Бог, может смело сказать аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси.

Жезл означает, говорят, суд Божий, а палица – Промысл. Кто приял познание о сем, тот может говорить: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.

Главы о любви.

Прп. Амвросий Оптинский

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя та мя утешиста

Жезл означает Крест Христов, а палица – призывание Имени Христова с знамением крестным. Если христианин, по силе заботящийся об исполнении заповедей Христовых, с верою и упованием всегда ограждает себя молитвою Иисусовою и крестным знамением, то безбоязненно и безопасно проходит не только бедственные опасные случаи в сей жизни, но по смерти и самыя мытарства, как пишет о сем пр. Иоанн Карпафийский: ратуя и поношая, с дерзостию находит враг на душу, изшедшую от тела, клеветник быв горек же и страшен о согрешенных. Но возможно есть видети тогда боголюбивую и вернейшую душу, аще и множицею уязвлена бысть грехами, неужасающуюся онаго стремлений же и прещений; но паче укрепляему о Господе, и воскриляему радостию, и дерзотвориму наставляющими ее Св. Ангелами, и остеняему светом веры, и противоглаголющу со многим дерзновением лукавому диаволу: что тебе до нас, чуждый Бога? Что тебе до нас, бежателю небесных и рабе лукавый? Не имаши ты власти над нами: Христос бо Сын Божий над нами же и над всеми власть имать: Тому согрешихом, Тому и ответствовати будем, обручение имуще еже к нам милосердия и спасения, Крест Сего честный. Ты бежи далече от нас губителю, ничтоже тебе и рабом Христовым (Добротолюб., ч. 4, гл. 25). Св. Отцы под палицею разумеют также псалмопение и всякую другую молитву.

Из писем.

Блж. Феодорит Кирский

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста

«Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Присоединяет же к сему и другое:

«Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста». Ибо жезлом подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто именует так спасительный крест; потому что печатию и воспоминанием онаго освобождаемся от враждебных демонов, и руководимся на истинную стезю.

Евфимий Зигабен

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною ecи

Смертная тень есть настоящий мир. Ибо как смерть разлучает душу от тела, так и настоящий мир отлучает миролюбца от Бога. Если кто не с Богом, то без сомнения, и наоборот, с тем не пребывает и Бог. Или смертная тень есть скорбь, причиняемая опасностью смерти. Она уподобляется смерти по причине производимой ею горькой печали. Множество же зол суть искушения и несчастия. Господь однако ж находится со всеми истинными христианами, как и дал обещание сими словами: и се Я с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28,20).

Григорий Нисский изъясняет сии слова так: Поелику мы крещаемся в смерть Христову, то посему тенью и подобием смерти может быть названо крещение, которого посему не должно бояться. Можно, впрочем, назвать тенью смерти и естественную и общую смерть для различения от произвольной смерти, то есть, душевной, которая уже не тень смерти, но истинная смерть (у Никиты).

Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста

Жезлом называется исправительный суд Божий; а посохом, по божественному Максиму, благодетельный промысл Его: оба они побуждают людей ко спасению. Или жезл есть наказание грешников; а посох, подкрепление малодушных. Итак, каждый христианин говорит: Ты, Господи, наказываешь и грешника и подкрепляешь изнемогающего от печали; и тем и другим способом доставляешь пользу. Слова изъясняемого текста можно для уравнения переставить так: Меня утешили жезл Твой и посох Твой; а сказал, утешили, вместо вразумили: поелику кто вразумляет, тот и утешает, наводя людей на полезное. Некоторые, как то Феодорит и Максим, под жезлом и посохом, разумели крест, который был составлен из двух бревен, из которых одно прямо стоящее, есть как бы посох, при пособии которого мы, падшие в заблуждение, исправились, а поперечное бревно есть как бы жезл, которым Христос поразил и низложил демонов; так как бьющие кого либо, когда бьют, поднимают палку на искос. Притом прежде сказал о жезле, а потом о посохе, потому что Христос во-первых ниц поверг диавола, крестом, а потом тем же крестом избавил нас от его владычества. Почему мысль в сих словах есть следующая: крест Твой, Господи, подвинул нас к благочестию и добродетели.

Григорий Богослов говорит: Я знаю жезл один способный к поддержанию, а другой пастырский, обращающий словесных овец. Максим: Ты можешь еще разуметь под жезлом угрозу Божию, а под посохом обетование лучших благ. Итак нас утешают и приводят к должности и угрозы наказанием и обещания благ. Ибо как некоторым жезлом мы устраняемся от зла памятованием вечных наказаний; а утешением будущими благами мы посредством надежды, как посоха, подкрепляемся в добродетели. И Божеств.Исидор: Жезлом назвал поразительное слово, а посохом утешительное. А некоторые под жезлом разумели Христа, а под посохом Святаго Духа.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста.

Сие есть пятое благо, а именно, защищение от волков, и от других хищных зверей. Аще бо, глаголет, и пойду посреде сени смертныя, или, как в Еврейском тексте изображено, сквозе юдоли мрака смертнаго, то есть, чрез места мрачныя, и исполненныя всяких опасностей от зверей, разбойников и стремнин, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Аще бо Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8:31). В самом деле, какая безопасность родится в сердце человека, любящаго Бога, когда помыслит, что с ним находится Тот, Которому ничто противиться не может? В книгах пророческих весьма часто упоминается о сени смертней, которая собственно означает густую тьму, каковою сопровождается смерть, лишающая людей всякаго света. Ибо и о слепых говорим, что они находятся во тьме, поелику ничего не видят: кольми паче мертвые могут назваться таковыми, когда ничего не видят и не чувствуют. Отсюду и стихотворцы называют души умерших тенями, то есть, существами темными; отсюду и Священное Писание везде соединяет сень смертную со тьмою, дабы изъяснить одно чрез другое, яко-то у Иова (Иов. 3:5): да приимет ю тьма, и сень смертная. И там же (Иов. 10:2122): прежде даже отиду в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя, идеже несть света. И у Исаии (Ис. 9:2): людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Где за одно и то же берется: ходящии во тьме, и живущии во стране и сени смертней. А понеже места темныя многим опасностям подвержены, и мы обыкновенно не без великаго страха проходим их, для того Пророк в сем месте глаголет: аще и пойду посреде сени смертныя, то есть, посреде великия темноты, где многия отвсюду предстоят опасности, не убоюся зла, яко Ты со мною еси.

Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста.

Здесь изъясняется шестое благо, а именно, подкрепление утружденнаго или ослабевшаго человека. Ибо Пророк, оставя уже подобие овец, собственно глаголет о людях: понеже овцы слабыя не палицею и жезлом подкрепляются, но пастыри возлагают их на рамена и относят во свое место. Впрочем, можно было бы слова сии отнести к отеческому наказанию, как толкует Августин; но приличнее относятся они к подкреплению, как толкует блаженный Феодорит и Евфимий. Разве, может быть, угодно кому жезл отнести к наказанию, а палицу к подкреплению.

Ибо Бог, когда видит избранных Своих на пути ослабевающих и не так скоро идущих, как должно, обоя употребляет обыкновенно, то есть, и слово запретительное и утешительное, дабы одним возбудить, а другим подкрепить. Но и то и другое напоследок утешение приносит, поелику душа веселится, когда видит, что о успехе ея печется Бог.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста

«Долина смертной тени» - долина, полная опасностей для жизни от возможных нападений врагов. Это та долина, где он находился в данное время, полная опасностей от близости врагов. Давид верит, что Господь спасет его от смертных опасностей. - «Жезл и Твой посох» - орудия, которыми пастухи защищают свои стада от хищных зверей. Господь оберегает меня своей силой, как пастух овец посохом.

Прот. Григорий Разумовский

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста

Сень собственно значит «тень», но сень смертная означает глубину глубокие и опасные места. Путешествуя по Палестине, нередко можно встретить такие страшно глубокие места, в ущельях и пропастях, между высокими горами и утесистыми скалами, из которых, если сорвется в них человек, не выйдет живым или целым. А потому пророк Давид, которому больше, чем кому-либо известны были такие места, нередко в своих псалмах (Пс. 87:7; Пс. 70:20) и упоминает о них, когда желает выразить смертную опасность. Таким образом, и здесь выражением: аще пойду посреде сени смертныя – он указывает на места мрачные, исполненные всяких опасностей от зверей, разбойников и стремнин. Но человек верующий, состоящий под водительством Божиим, не страшится и таких опасностей. Чувствуя всегда над собою и при себе присутствие силы Божией, он сохраняет уверенность, что эта всемогущая сила сохранит его от всяких опасностей и бед. «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31); аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Пастырю свойственны жезл и палица как необходимые принадлежности и орудия при исполнении его пастырских обязанностей. А потому всякий, кто чувствует над собою бодрственный и попечительный Промысл доброго пастыря Христа, пребывает спокойным и утешенным, в той уверенности, что жезл и палица сего Пастыря составляют надежнейшее средство для защиты его от всех врагов: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. По изъяснению отцов Церкви, жезл и палица предызображают здесь Крест Христов, который служит для верующих лучшим спасительнейшим средством для защиты от всех врагов их, видимых и невидимых [6, с. 105].

Объяснение священной книги псалмов.