С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
С Тобою начало в день силы Твоея. Этим означает или время суда, когда с Божеским могуществом всех будет судить, пришедши с святыми Ангелами Своими, или время рождения Его, которое и называется днем силы. С Тобою будет начало, потому что обладает целою вселенною, хотя и соделался человеком.
В светлостех святых Твоих. Слова в светлостех святых Твоих — означают не иное что, как те лики святых Ангелов, которые в ночь, когда родился Христос, взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2,14).
Из чрева прежде денницы родих Тя. Смотри, как усвояет Себе Отец рождение Единородного по плоти [Трудно объяснить, почему здесь добавлено выражение «по плоти» (κατα σαρκα). Речь, очевидно, идет о предвечном рождении Сына от Отца, a нe о плотском Его рождении от Девы Марии. В этом именно смысле объясняется приведенный текст у св. Афанасия в IV слове на apиaн (пп. 27–28)] - прим. ред.]. Отец говорит Сыну: прежде бытия сего видимого мира и лучезарного света родил Я Тебя. Говорит же не потому, что Бог имеет чрево, но потому что рождением из чрева дается истинное, а не мнимое, право первородства.
Толкование на псалмы.
Если речение «прежде денницы» указывает на чудное рождение Его от Марии, то и другие многие родились прежде восхождения сей звезды. Посему что же удивительного сказуется о Нем и почему о том, что есть общее для многих, Писание упоминает как о чем то исключительном? Притом, есть разность в выражениях: рождать и изводить. В речении «рождать» заключается понятие о начале произведения, а «изводить» значит не иное что, как производить уже существующее. Посему если речение это относите к телу, то должно знать, что не тогда получило оно начало бытия, когда было благовестие пастырям ночью, но когда ангел вещал Деве. Тогда же была не ночь, потому что не сказано сего. Но была ночь, когда исшел из чрева. Эту, разность поставляет на вид Писание и одно называет рождением прежде денницы, а другое именует исшествием из чрева, как в псалме двадцать первом: «Ты еси исторгий мя из чрева» (Псал. 21, 10). Притом же, не сказал: прежде восхождения денницы, но просто: «прежде денницы». Посему если изречение это понимать о теле, то необходимо телу быть прежде Адама, потому что звезды прежде Адама. Или надобно доискаться смысла в сем письмени, и это можем заимствовать у Иоанна. В Апокалипсисе сказано: «Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний, начаток и конец. Блажени расширившии ризы свои, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне… псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всяк творяй и любяй лжу. Аз Иисус послах Ангела Моего засвидетельствовати вам сия в церквах. Аз есмь корень и род Давидов, и звезда светлая утренняя. И Дух и невеста глаголют: прииди, и слышай да глаголет: прииди. И жаждай да приидет, и хотяй да приимет воду животную туне» (Апок. 22, 13–17). Итак, если род Давидов есть звезда светлая и утренняя, то явно денницею названо явление Спасителя во плоти, которому предшествовало рождение от Бога. Почему сказанное в псалме значит как бы сие: «из Себя Самого родил Я Тебя прежде явления во плоти», потому что выражение: «прежде денницы» значит то же, что и: прежде воплощения Слова.
На ариан слово четвертое.
С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
Сие не значит, что Бог имеет чрево, но поскольку истинные, а не ложные порождения обыкновенно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца как исходящий из Его чрева. Итак, что от другого, то от него или чрез созидание, или чрез рождение, или по естеству, как от нас действование наше или от солнца солнечное сияние. Поэтому если премирное тело Христово от Духа Святого, но рождением Его быть не может, потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6), и если оно опять от Духа не как действование Его, потому что в простом и бестелесном естестве действование в отношении к сущности подлежит тому же закону, то остается заключить, что тело Христово от Духа, как тварь Его.
Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.
С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
«С Тобою власть в день силы Твоей». Так как пророк выше сказал: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», то чтобы кто не подумал, будто Сын не силен и имеет нужду в содействии, как кто-либо из апостолов, послушай; как он разрешает такое недоумение: «с Тобою, – говорит, – власть в день силы Твоей». Что значит «в день силы»? В Тебе говорит, начальство, не после пришедшее, но всегда существующее в Тебе самом. То же выразил и Исаия, когда сказал: «владычество на раменах Его» (Ис.9:6), т.е. в Нем самом, в существе Его, в природе Его, не так как у (обыкновенных) царей. Власть царей основывается на множестве войска; а у апостолов не так. Впрочем и их власть происходила от внешней, содействовавшей им силы; а Христос имеет власть по природе Своей, в существе Своем, не после рождения получив ее и не отвне приобретши, но и родившись с нею. Вот почему, когда Его спросили о царстве Его, Он сказал: «Я на то родился и на то пришел» (Ин.18:37). «С Тобою власть в день силы Твоей». Выражение: «с Тобою власть» означает не только то, что начальство Его не зависит от другого, но и то, что оно постоянно и вечно. Люди часто лишаются власти еще при жизни, а если не при жизни, то непременно по смерти, или – лучше сказать – и при жизни власть их находится не в них, но, как я выше сказал, в войсках, телохранителях, богатствах, укрепленных оградах и во всем прочем; а у Бога нет ничего подобного, но власть Его в Нем и притом постоянно; как невозможно, чтобы не было существа Его, так невозможно, чтобы не было и царства Его. «В день силы Твоей». Под «днем силы» можно разуметь и день уже прошедший, и день будущий. Тот и другой доказывают величайшую силу Христову. Не величайшее ли доказательство силы Его, когда смертью Его смерть упраздняется, медные врата сокрушаются, грех истребляется, клятва разрушается, когда все прежнее зло уничтожается, а вместо того подаются новые блага? Что может сравниться с этою силою, – посмотришь ли на чудеса, или на другие дела Его? Мертвые восстают, прокаженные очищаются, бесы прогоняются, море укрощается, грехи отпускаются, расслабленные укрепляются, рай отверзается, камни распадаются, завеса раздирается, лучи солнечные скрываются и тьма покрывает вселенную, тела усопших святых восстают, разбойник возвращается в древнее отечество, своды небесные раскрываются, униженное естество человеческое возносится выше неба небес и, что еще важнее, посаждается на царском престоле, и предстоят ему ангелы и силы, всякий порок изгоняется, добродетель возвращается, благодать Духа подается, рыбари, мытари и скинотворцы заграждают уста философов, обуздывают язык риторов, разрушают владычество бесов, жертвенники, храмы, праздники и торжества языческие отменяются, смрад и дым и все нечестивые жертвоприношения решительно прекращаются, все прорицатели, святотатцы, гадатели и все орудия диавола обращаются в бегство, церкви возрастают по всей вселенной, составляются сонмы девственниц и лики монашествующих, вместе с городами и пустыня наполняется благочестием, лики праведных и святых мужей стройно воспевают, стоя вместе с вышними ангельскими силами, сонмы мучеников и исповедников являются во множестве по всей вселенной, добродетель исполняется с великой легкостью, варварские народы научаются любомудрию, те, которые были свирепее диких зверей, соревнуют жизни ангелов, и везде, где только солнце освещает землю, распространяется учение Христово, после креста и воскресения. Представляя все это, пророк и говорит: «с Тобою власть в день силы Твоей».
Если ты хочешь видеть будущий день и узнать, что и этот день есть день силы Его, то представь, как небеса свиваются, вся поврежденная природа воскресает, по одному мановению все являются, диавол посрамляется, бесы приходят в отчаяние, праведники получают венцы, каждый дает отчет в грехах своих, а за добрые дела получает награды, как начинается другая жизнь, в которой уже нет ни смерти, ни болезни, ни старости, ни бедности, ни клевет, ни козней, ни жилищ, ни городов, ни искусств, ни мореплаваний, ни одежд, ни пищи, ни питья, ни кровлей, ни постелей, ни столов, ни светильников, ни злых умыслов, ни сражений, ни судилищ, ни браков, ни болезней рождения, ни рождений, но все это исчезает, как разметаемый прах, и настает другое, лучшее состояние жизни, телу даруется нетление, бессмертие и великая сила. Объясняя это, и Павел сказал: «проходит образ мира сего» (1Кор.7:31). Если же ты не веришь сказанному, потому что не видишь этого в настоящем, то из настоящего и заимствуй доказательство касательно будущего. Обойди мыслью всю вселенную, землю и море, Грецию и землю варваров, населенную и ненаселенную, на суше города, на море острова, горы и леса, и увидев, как везде сияет сила Христа, и как все прославляют досточтимое имя Его, сообрази, что Он же, имевший возможность сделать все это, обещал нам и будущее.
«В блеске святых Твоих». Другой переводчик (Феодотион и неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «в благолепии святого». Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «в славе святых». И это также сказано о настоящем и будущем дне. «Блеском» здесь пророк называет величие святых. Кто славнее Павла, кто знаменитее Петра, которые обошли всю вселенную, сияя светлее солнца, рассеивая семена благочестия? Они, как сшедшие с неба ангелы, были для всех неприступным предметом благоговения. Выражая это, писатель книги Деяний говорит, что «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян.5:13). Сами одежды их были исполнены великой благодати, и тени от тел их оказывали великую силу. Если же они были таковы здесь, то представь – в тот день, когда они получат тела нетленные и бессмертные, сияющие светлее всякого видимого света, каковы будут они и подобные им пророки, апостолы, праведники, мученики, исповедники и все отличавшиеся добродетельною жизнью по вере во Христа. Представь это собрание, эти светила, эти лучи, эту славу, благолепие, светлость, торжество. Кто может изобразить все это? Не может никакое слово; только сам опыт может объяснить этот «блеск» (людям) достойным такого зрелища. Тогда, я думаю, будет нечто подобное тому, как если бы засияли на небе многие солнца, или непрерывные молнии; а лучше, сколько бы я ни старался изобразить словами эту красоту, я не буду в состоянии выразить ее по достоинству. Все подобные сравнения чувственны; а та светлость, та слава, которая будет сиять там, блистательнее всякой подобной красоты. Тогда сами тела не только будут нетленными и бессмертными, но и облекутся неизреченною славою. «В блеске святых». Чтобы не представить Бога только страшным, пророк изображает Его также кротким и благодетельным и говорит: «в блеске святых». И это – знак силы Его, чтобы сделать их столь светлыми, как и Павел говорит: «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21).
Сказав о предмете так великом и невыразимом, далее апостол прибавляет: «силою, которою Он действует и покоряет Себе всё». Не спрашивай, говорит, как это и каким образом; для Бога возможно все, чего Он хочет. А почему пророк не сказал: во светлости святых, но: «в блеске святых»? Потому, что награды их многочисленны и разнообразны. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор.15:41–42). И Христос сказал: «в доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2). Притом эта светлость не имеет конца. Она не сменяется ночью и не дает места тьме; но, будучи невыразимо великою и несравненно превосходнейшею всякого видимого света, отличается и тем величайшим преимуществом, что не имеет конца; и это опять есть дело невыразимой силы Царя – сообщить телам смертным и тленным такую силу и могущество. Сказав о предметах так высоких, окрылив слушателя надеждами, пророк далее показывает, что это сказано не без основания, а потому, что таков и Тот, Кто совершает это. Кто же совершающий? Единосущный Отцу. Выражая это, он и продолжает: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя».
Те, которые перетолковывают эти слова по своему желанию, утверждают, будто здесь говорится о рождении Христа по плоти. Но как же, скажи мне, «прежде денницы»? Так назвал он, говорят, ночь, в которую родился Христос, потому что Он родился до рассвета. Но здесь не об этом шла речь, и не об исторических событиях говорит пророк. А с другой стороны они не могут доказать, что пророки, которые говорят о многом прикровенно, говорили только о том, о чем повествовали евангелисты. Здесь говорится: «прежде денницы», не прежде восхождения денницы, но прежде самого начала, прежде происхождения денницы. Писание обыкновенно различает, когда оно говорит о времени прежде бытия чего-нибудь, или прежде деятельности. Так, когда говорит Премудрый: «дабы известно было, что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света» (Прем.16:28), то разумеет здесь рассвет. Он не сказал: прежде света, но: прежде востока (света), не прежде бытия его, – прежде бытия солнца ничего не было, – но прежде восхода солнца, чем и указывает на рассвет. В другом месте, когда говорится о бытии солнца, не говорится: прежде востока, но: прежде солнца. Так, напр.: «пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов» (Пс.71:5, 17). Таким образом, не одно и то же означают выражения: прежде солнца и прежде восхода солнца; второе относится к деятельности солнца и означает рассвет, а первое к существованию его. Так точно и здесь, если бы пророк хотел означить ночь, то не сказал бы: «прежде денницы», но: прежде восхода денницы. С другой стороны и сам Христос относит этот псалом не к плотскому Своему рождению, но к духовному. Когда Он спросил иудеев: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?.. и когда они отвечали: Давидов…, тогда Он привел этот псалом и сказал: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф.22:42–45)? Что же означают эти слова? Здесь изображается истинное Его рождение (от Бога Отца). Что же, не прежде ли только денницы Он существует? Нет. И в другом месте говорится: «пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов» (Пс.71:5); но это не значит, будто только прежде луны. И об Отце говорится: «прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь» (Пс.89:3); но Он существует не от века только, но еще прежде века, и не до века только, но бесконечно. Не соблазняйся выражениями, но разумей их богоприлично. И посмотри на мудрость пророка: он не в самом начале псалма сказал: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя»; но прежде показал дела Его, и потом уже, когда изобразил Его в делах, прямо выражает божественное достоинство Его. Так и сам Христос сказал: «если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин.10:37, 38). Это для того, чтобы ты, узнав, что Он седит одесную Отца, называется Господом так же, как и Отец, имеет начальство в самом Себе, производит такую светлость и господствует среди народов, не изумлялся, когда услышишь, что Он есть Сын Божий и существует прежде всякой твари. Достойно удивления и то, как пророк одно говорит от лица Божия, а другое от своего лица. В словах: «сиди одесную Меня», и: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя», которые выше его, он представляет говорящим самого Бога; а прочее говорит сам. Заметь еще, какие точные он употребляет выражения. Достаточно было сказать: «родил Тебя»; но он прибавил: из «чрева», для людей, пресмыкающихся по земле, желая показать им истинное Его рождение. И как говоря о руке Божией, он говорит так не для того, чтобы мы допускали у Бога руку, но выражает творческую Его силу, так и здесь упоминает о чреве для того, чтобы выразить истинное Его рождение.
См. также Толкование на Пс. 109:1
Беседы на псалмы. На псалом 109.
С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
А что и у священных писателей Бог и Отец называется началом Сына по одному только «бытию-из-чего», о сем послушай Псалмопевца, предвозвещающего чрез Духа Святого второе явление Спасителя нашего и говорящего как бы к самому Сыну: «с Тобою начало в день силы Твоея, в светлости святых Твоих» (Пс.109:3). День силы Сына есть тот, когда будет судить всю вселенную и воздаст каждому по делам его. Но приидет Он и тогда, без сомнения, будучи в Отце и имея в Себе Самом Отца и как бы безначальное начало Своей собственной природы, по одному, конечно, только «бытию-из-чего», так как Он существует из Отца.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.
С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих
Ты имеешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сие в день суда, в который Святых соделаешь светлыми и славными. Ибо днем силы Пророк назвал второе пришествие Спасителя, когда приидет Он с Ангелами во славе Отчей; тогда и Святые «просветятся яко солнце», по слову самаго Господа (Мф. 13:43).
из чрева прежде денницы родих Тя
Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: «седи одесную Мене», исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное: прежде денницы, дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков, А слово: из чрева показывает тождество сущности. Не от инаго чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово: чрево очевидно разумеется применительно. Как из чрева раждают люди, и раждаемое имеет одно естество с родившими; так рожден Ты от Меня, и показуешь в Себе сущность Родшаго.
С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
С Тобою начало (начальство) в день силы Твоея
В тот, говорит, день, в который открывается сила Твоя, Господи, тогда будет с Тобою и начальство, т. е. будет у Тебя царство; так как оно, по Златоусту, не получается Тобою отвне, но соединено необходимо с самим божеством Твоим. Можно разуметь под начальством и Сына Божия, как виновника всего, т. е. как Творца, неразлучного с Отцом. А день силы есть день первого явления Христова и бесчисленных Его чудес, или день второго Его пришествия, по Феодориту, и последней трубы, имеющей пробудить мертвых; так как и первое и второе пришествие имеет, по Златоусту, величайшую силу.
Другой говорит: Сим означает время суда, в которое, по пришествии своем с ангелами во славе Отца, будет судить каждого. Кирилл: И тогда, без сомнения, придет Он, Сам пребывая в Отце и имея в Себе Отца, безначальное как бы начало Своего естества, только по происхождению из Него, ибо Он имеет бытие от Него. А Исихий под начальством разумеет крест Христов, поколику им князь и царь вселенной побежден. Равным образом под днем силы разумеете день креста (т. е. великую пятницу), по причине произведенных в оный знамений и чудес. Ибо в сей день Господь имел с Собою начальство, т. е. крест, не только потому, что на нем был пригвожден, но и потому что на плечах Своих нес его. Ибо яснее излагая сие Исаия говорил: Которого начальство было на рамени, что изъясняя Григорий Богослов сказал: Ибо с крестом поднимается (в изд. своде).
во светлостех святых Твоих
Когда, говорит, придет день силы Твоей и первого Твоего пришествия, тогда просияют святые Твои; ибо что, по Златоусту, было светлее Апостолов, которые обтекая вселенную вокруг, освещали ее, просвещая ее проповедью евангелия и добродетелями, как солнце освещает вселенную лучами своими? А если Апостолы были столь светлы в первое пришествие Господне и в настоящем веке, то сколь светлее они будут во второе Его пришествие и в будущем веке, когда праведники воссияют, как солнце во славе Отца их (Матф. 13,43), как сказал Господь. Итак, примешь ли сии слова в отношении к первому пришествию Господа, или второму, ты не погрешишь: ибо то и второе, по Златоусту, покажет величайшую силу.
Слова Афанасия: Выражение: «во светлостях святых Твоих» означает ничто иное, как лики святых Ангелов, в ту ночь, в которую родился Христос, воспевшие: Слава в вышних Богу. Златоуст светлостями называет здесь красоту святых. Ибо что светлее Павла? Что блистательнее Петра? которые обтекая вселенную сияли паче солнца, когда сияли семена благочестия? Ибо как снизошедшие с неба Ангелы, так были неприступны для всех. Ибо никто не смел пристать к ним; а народ превозносил их (Деян. 5:13).
из чрева прежде денницы родих Тя
Слова: седи одесную Меня, сказанные выше, и слова: из чрева прежде денницы Я родил Тебя, сказанные здесь, произносятся от лица Отца к Сыну, как, по словам Дидима, разумели и все церковные истолкователи. Слова: жезл силы послет Тебе Господь, и с Тобою начальство сказывается от лица Давида к Сыну. Слова: из чрева, по Златоусту, Дидиму и Севиру, означают подлинность, а по Феодориту — тождественность существа с Отцом. Ибо подлинные чада рождаются из чрева родителей, и так сим означается, что Господь есть действительный и естественный Сын Отца, а не смертный и Сын по благодати, как говорит Дидим. Далее слова: прежде денницы, значат то же, что и прежде солнца, как говорит и в 71-м псалме: прежде солнца пребывает имя Его. Что же это? Ужели прежде солнца только родил Его Отец? Нет; потому, что и в другом месте говорит о Нем: и от века и до века Ты еcи (Пс. 89:2), хотя Он не только от века, но и прежде века существует и не только существует до века, но и выше века — бесконечно. Итак, таковые выражения мы должны понимать богоприлично, т. е. из них должны разуметь то, что Сын существует прежде всех существ, и что Он предвечен. А те, которые слова: прежде денницы, разумеют о той ночи, в которую Дева родила Христа, разумеют худо; ибо тогда надлежало бы сказать: прежде восхождения солнца, а не прежде денницы; потому что всегда просто: прежде солнца, значит: прежде бытия солнца, как напротив того: прежде восхода солнца — означает утро.
Слова Златоуста: Упомянул о чреве для того, чтобы сим выразить подлинность рождения и то, что Сын рожден из существа Отца. И мы также действительное рождение имеем от чрева, а дела делаем руками. Посему чрево и сердце означают собственность и подлинность. Севира: Выражение: из чрева родил, означает единосущность, а: прежде денницы — предвечность. Феодорита: Речение: прежде денницы открывает то, что Он есть прежде времен и прежде веков, а: из чрева, показывает тождественность существа. Ибо не от другого чего-либо, говорит, как только из моей природы Ты родился, так что чрево надобно принимать за подобие. Ибо как люди рождают из чрева, и рождаемые ими имеют одну природу с родившими, так и Ты родился от Меня и в Самом Себе показываешь существо Родившего. По словам Афанасия речение: прежде денницы, означает, быть может то, что способ рождения заключается в неизвестности и непостижимости и как бы в глубокой тьме. Ибо какое благоприличие в том, если представлять Сына рожденным прежде денницы? Если по причине начала, то не лучше ли было бы сказать: прежде неба и земли? По словам Никиты это: прежде денницы, имеет еще некоторым образом и такой смысл: Иоанн в откровении от лица Христова говорит: Я есмь корень и потомок (род) Давида, звезда светлая и утренняя (Апок. 22,16). Итак, если потомок Давидов есть утренняя (ранняя) звезда, то явно что денницею названо плотское рождение Спасителя во плоти, прежде котораго было рождение от Бога. Почему то, что здесь говорится, можно выражать так: Я родил Тебя из самого Себя прежде явления Твоего во плоти. Ибо это: прежде денницы есть одно и то же, что и прежде воплощения. Слова Евсевия: Я узнал от одного, что римская Псалтирь вместо из чрева, содержит: из Марии, так, что имя Богородицы упомянуто ясно; почему некоторые говорят, что Отец здесь усвояет себе плотское рождение Единородного; потому что сверхъестественное рождение Его произведено Его силою; а сказано прежде денницы, потому, что Господь родился ночью, до утра. Но сие не нравится другим потому, что Господь принимает сей псалом не в отношении к устроению плоти, а в отношении к рождению по божеству.
С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя
В день решительной борьбы (день силы) Он одержит победу, будучи окружен славою Своих святых; ибо Он есть, как объявляет Сам Бог, Сын Его, и далее, на основании божественной клятвы, есть вечный священник по чину Мелхиседека. Начало – господство, здесь над мятущимися врагами, поэтому в сущности – победа; но начало также (редко впрочем) – господство, начальствование, верх над врагами. День силы, день, в который Мессия обнаружит Свою победительную силу над врагами поражением их; этот день есть великий день всемирной истории и в тесном смысле – последний день, в котором, так сказать, сконцентрируется в течение столетий совершающийся суд миру. Светлость святых в отношении к последнему дню слава святых, которые со Христом придут на суд над врагами; в этой славе, участниками которой могли бы и должны бы быть и враги, будет заключаться для них нечто судящее, осуждающее; она есть фактическое доказательство, что ожесточенные враги не извинительны, и тем оканчивает победу Христа над ними; святые на суде примут и активное участие (1 Кор. 6:2). В великий день всемирной истории святые явятся в своих светлых примерах добродетели и т.д., как сильные советники Христа против врагов Его дня; и в них самих, в победах, которые они одержали над внутренними и внешними врагами, открылось начало Христа над Его противниками; Христос победил в них. Из чрева – это слова Иеговы к Мессии и, очевидно, указывают основание, почему Он имеет такую великую власть, ибо Он не простой человек, но Богочеловек, Сын Божий, и как таковой от вечности (прежде денницы) из существа Божия (чрево – внутреннее существо) рожден. В свидетельство о таковом вечном рождении большинство св. отцов приводили это место. Некоторые отцы и толковники разумеют девственную утробу Марии, и говорят, что уже прежде творения мира (прежде денницы) Отец определил рождение Мессии из чрева Марии, или же объясняют этот стих о земном рождении Христа, которое было делом Бога Отца (родих Тя), и последовало в тихую ночь (прежде денницы), при светлом сиянии явившихся ангелов (во светлостях святых). Как большинство авторитетов, так и связь речи решительно говорят за толкование о вечном рождении из существа Отца и поэтому справедливо этот текст всегда приводили как главное доказательство единосущия Логоса с Отцом.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
109-й псалом составляет изложение мысли, которую св. апостол выразил в следующих словах: видим Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанного (Евр. 2:9). Пророк воспевает в нем славу, которой Иисус Христос, яко человек, увенчан за претерпение крестных страданий.
В умственном представлении псалмопевец идет вслед за Святейшим Подвижником по пути креста, к Его величию. Он начинает тем движением, за которым непосредственно следует предание Господа, и оканчивает последней степенью славы, на которую возведено в лице Его человечество. Переход чрез поток Кедрский (Ин. 18:1) и седение одесную Отца составляет два предела сего святейшего псалмопевца.
После перехода через поток, где Иисус предается иудеям, пророк указывает на Его смирение и покорность, которыми Богочеловек восполняет падение первого человека и всего человечества и вместе стирает главу змия, по данному от Господа обетованию, на жертву, которую приносит в умилостивление правды Божией, на основании той славы, которой Богочеловек увенчивается в воскресении; на славное вознесение и седение одесную Бога. (Примечание: пророк не говорит: сотрет главу змия, но сокрушит главы многих; сим он дает разуметь, что царство змия распространилось на земле, что диавол действует во многих сынах противления и являет свое владычество в различных богооскорбительных преступлениях; но что Иисус Христос все сокрушит Своею благодатною силою.)
В изложении псалмопевец идет путем обратным - начинает с вознесения Господня и седения одесную Отца Небеснаго: седи одесную Мене, дондеже и пр., представляет владычество Его над языками, открывает основание славы, которая озарила Его в воскресении и с сим вместе указывает и на жертву, которую Он принес Богу, яко иерей вечный, и непреемное имеющий священство; потом представляет Иисуса Христа в уничиженном состоянии; видит, как Святой Подвижник идет, утомленный молитвою, простершеюся до кровавого пота (V.7 - Лк. 22:44), через поток Кедрский, томится жаждою и сим путем уничижения восходит в вечную Свою славу - пиет от потока Кедрского и вознесет главу Свою. (Примечание. Евангелисты не упоминают о том, чтоб Господь пил из потока. Может быть пророк сим только хотел показать болезненное чувство, которое Сам Иисус Христос объяснил ученикам, сказав: прискорбна душа Моя до смерти, так же как в Пс.68 глубину страданий Он изображает понятием глубоких вод и бури. - 15, 16.)
Пророк видит Искупителя в самом уничиженном состоянии - преданным, лишенным свободы и поверженным в руки людей беззаконных. В сем состоянии несносного труда и угнетения человечество могло ослабеть и поколебаться; дабы укрепить (Его) и ободрить человечество, Всемогущий Бог говорит Подвижнику: С Тобою начало… Что Отец Небесный не оставил без подкрепления человечества Спасителя, это видно ясно из свидетельства св. апостола: с воплем многим, говорит апостол, Спаситель приносил Богу молитвы и моления, и услышан был от благоговеинства (Евр. 5:7). История Евангельская показывает, что Бог посылает Ангела для укрепления Его, что даже говорил Ему в слух всего народа. Может быть, сии минуты крестной жизни Иисуса Христа изображает псалмопевец, представляя, что Бог говорит Ему: С Тобою начало… Может быть, кроме открытых слов Божиих ко Спасителю, Бог Отец еще неоднократно тайным и непостижимым для человеков гласом возвещал Ему глаголы, укрепляющие Его. История страданий ясно говорит в пользу сего суждения - страждущий Спаситель, по мнению св. отцов, на кресте был в богомыслии, читал псалмы и беспрестанно возносился духом к Отцу Небесному. Можно думать, что и Отец Небесный до той минуты, в которую Спаситель возопил: вскую Мя оставил еси, - отвечал Ему тайным гласом ободрения. Ибо это время оставления, необходимое для полноты креста, подъемлемого за грех, было только одним мгновением. Видно, что Отец вскоре милостиво воззрел на страждущего Сына, и Сын с надеждой предал Ему дух Свой. Мысль, что слова: с Тобою начало и проч. - произнесены к Сыну Божию еще в состоянии уничижения Его и для подкрепления Его человечества, находит свое подтверждение у св. апостола в послании к евреям (Евр. 5:7, 10). Как в псалме, после слова: с Тобою начало, - следует наречение Иисуса Христа вечным священником по чину Мельхиседекову, так и у апостола сие изречение непосредственно следует за той молитвой, которую Господь Иисус Христос принес с воплем и со слезами, и за Его страданиями. Сей мысли держится Иероним (Иерон. III. VII, с.416).
Итак, что же означают слова сии: с Тобою начало?.. Славянское слово в сем месте темно. В книге пророка Исайи то же греческое слово переведено иначе: Его же начальство бысть на раме Его (Ис. 9:6). Следовательно, начало, по значению греческого слова, означает владычество и власть (Феодор. на сие место), - так употребляется оно в Ветхом и Новом Заветах (Иер. 34:1; Лк. 20:20). На сем основании настоящее изречение Отца к Сыну можно представить в таком выражении: не смущайся Твоим уничижением, не ослабевай под крестом, - Ты имеешь бесконечную власть, Тебе принадлежит владычество всех веков и народов, оно и теперь с Тобою, но теперь сокрыто под тяжестью креста, под мраком уничижения, под хламидой осмеяний; еще немного, и оно откроется в день силы Твоея!
В самом деле, не прошло трех дней, как наступил сей святой день силы, - он открылся в славном событии воскресения: Аще и распят бысть в немощи, но жив есть от силы Божия (2 Кор. 13:4), говорит св. апостол о воскресении Господа Иисуса. Этот день есть день силы Спасителя, в сей день Он победил смерть (1 Кор. 15:57), упразднил державу диавола (Евр. 2:14), облекся властью над всем небесным и земным: Дадеся Ми всякая власть на Небеса и на земли, - так сказал Он апостолам, встретив их по воскресении в Галилее (Мф. 28:18).
Но событие воскресения, в котором открылось начальство Господа Иисуса Христа, было только рассветом, или зарей, Его дня силы. День сей еще сделался яснее, когда Господь вознесся на Небо и воссел одесную Силы (Мф. 26:64). Тогда Он совлек начала и власти (Еф. 1:21), пленил плен (Еф. 4:8) и облек апостолов силою свыше (Лк. 24:49), и сила Его явилась во светлостех избранных Его. Апостолы были светом мира (Мф. 5:14), и сами они ходили во свете лица Его, сияли истиной и других осиявали светом ее; в жизни их ясно отражалось изречение Господа: тако да просветится свет ваш пред человеки и пр. (Мф. 5:16) Чем более продолжался и продолжается сей день, тем более является сила Спасителя во Светлостех святых Его. Посмотрите на все время христианской Церкви, вы увидите, что духовное наше небо все усеяно многими яркими звездами, что на нем во всех странах сияют святые мученики, учители и пастыри, преподобные, исповедники и другие угодники Божий. Наконец, этот день силы, продолжающийся во времени, еще в большем свете откроется в вечности, когда узрим Седящего одесную силы и Грядущего судить живых и мертвых; когда подвигнутся все силы небесные, когда приидет Спаситель со всею силою и славою (Лк.21:26, 27; Мф. 24:30), тогда все падет к стопам Его, все исповедует Его бесконечную силу, тогда испразднится и смерть, последний враг человечества. В сей-то день и Светлость святых Его явится во всей полноте своей. Ныне живот их сокрыт со Христом в Боге, егда же Христос явится живот их, тогда и они с Ним явятся во славе (Кол. 3:3, 4), тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их Небесного (Феодор. на сие место).
И сие неудивительно, что Искупитель в человечестве облекся такой силой и славой, - сия непобедимая сила, сия непостижимая слава основывается на Его Божестве, на Его предвечном рождении от Безначального Отца Бога. Не должно также удивляться, что у пророка сие предвечное рождение возвещает Богочеловеку Отец Небесный. Сие действие Отца оправдывается другими изречениями Св. Писания - пророк и в другом псалме слышит и передает то же слово Отца Небесного: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя! (Пс. 2:7) Тот же глас слышит Иоанн на Иордане: Ты еси Сын Мой возлюбленный!
Из чрева прежде денницы родих Тя. Эти выражения: и рождение из чрева, и рождение прежде денницы, - показывают рождение предвечное, рождение, не постижимое уму человеческому. Без сомнения, Господь говорит здесь языком человеческим, рождение из чрева показывает Единосущие Сына со Отцем, дает разуметь, что Сын, яко Единое лицо Святой Троицы, имеет Свои свойства, которыми отличается от Отца, и, яко рождаемый Бесконечный от Бесконечного, Безначальный от Безначального, не отделен от Отца, потому что двух бесконечных представить невозможно (Вас. Вел. - Твор. Св. Отц. Т.VII, с.189). Рождение прежде денницы означает предвечное рождение Предвечного. Денница может означать свет, тогда: прежде денницы родих Тя будет иметь ту же мысль, которую св. пророк выражает сими словами: прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, от века и до века Ты еси (Пс. 89:13 Афан.Ал.). Денница, по указанию св. пророка Исайи (Ис. 14:12), означает нечистого духа, спадше-го с небес, и, как ангелы, к которым принадлежал и падший дух, были сотворены прежде всего видимого, следственно, рождение прежде денницы заключает ту же мысль, которую желает выразить святой апостол, когда говорит о Иисусе Христе. Образ Бога невидимого, перворожден всея твари: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеса, и ямсе на земли, видимая и невидимая, аще престола, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех и всяческая в Нем состоятся (Кол. 1:15, 17).
Сие последнее значение денницы особенно прилично настоящему изречению. Господь обещает Искупителю победу над врагами, а главный и единственный враг, против которого вооружался Спаситель, есть падший ангел. По сему понятию в словах: прежде денницы родих Тя показывается непреложное основание того, что победа будет на стороне Искупителя. Враг, против которого Ты вооружаешься и которого должно победить Тебе, чтобы приобрести владычество над языками, древнее человечества, но перед Тобою он ничтожен, он - творение, не устоявшее в своем достоинстве, Ты - предвечное Мое рождение, Единородный Сын Мой, Бог вечный и бесконечный.
Итак, слава Господа Иисуса Христа, которая явится в день силы Его и откроется во Светлостех святых Его, имеет в основании Его предвечное рождение, Его вечную, Божественную славу. Спаситель, вступая в крестное поприще, молится, чтобы Отец Небесный открыл сию предвечную Славу Его; и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя Самаго славою, юже имех, прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Скоро Отец Небесный за приятие смерти увенчает во Христе человечество сею Божественною славою, и она открывается в Его воскресении. Св. апостол Павел говорит, что Иисус Христос, рожденный от семени Давидова по плоти, наречен Сыном Божиим в силе, по Духу Святыни, от воскресения от мертвых (Рим. 1:3, 4); т.е. что Иисус Христос, явив Божественную сию силу в воскресении от мертвых, доказал ту истину, что Он есть Сын Божий.
Как Божество Иисуса Христа сообщило Ему силу, которой Он победил врагов человечества, то есть грех, смерть и ад, и которой явил славу Своей Святыни в Светлостех святых Его; так и вера в ту истину, что Иисус Христос, пострадавший и воскресший, есть истинный Бог наш, - каждому верующему дает силу побеждать в себе самом врагов его; и как победа над смертью, которая открылась в воскресении Иисуса Христа, была доказательством той истины, что Иисус Христос есть истинный Бог, так вера, говорит св. апостол, есть победа, победившая мир (1 Ин.5:4)! Введи веру во Иисуса Христа Сына Божия, Сына Девы Марии, Бога, смирившегося до креста, в сердце твое, и ты почувствуешь, как в нем падут идолы гордости, корысти и пристрастия; узришь славу воскресения, воскресения любви, доселе погребенной во глубине своекорыстия, обремененной, как тяжелым камнем, жестокостью и запечатленной человеческими расчетами ума, - увидишь, как облечется душа твоя в светлое, благородное и благочестивое чувство. Кто может одержать такую победу над сердцем? Философия сама покорствует страстям, закон довольствуется одними внешними исправлениями, страх человеческого наказания не простирает силы за пределы взоров человеческих; кто избежал от взоров, тот сокрылся и от наказания; сам человек, и он не в силах унять внутренних своих волнений, следственно, не ясно ли видно, что Тот, Кто увидел самые потаенные чувства сердца, укротил страсти и вместо порочных услаждений возбудил в тебе любовь к добру и истине, несмотря на то, что любовь сия требует тяжелых жертв, выше тебя, выше закона, выше человеческих угроз, видит далее самого дальновидного глаза, - есть Всесвятейший, Всеведущий, Всемогущий Бог, Иисус Христос. Ему слава, от ныне и во веки веков! Аминь.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя
«День силы» - день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. - «Народ твой готов во благолепии святыни», т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или обнаружит «святое благолепие», большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа («из чрева») Бога прежде появления света («денницы»), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он - не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под «днем силы» тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе.
С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя
Слова предыдущего стиха: господствуй посреде врагов Твоих, – согласно данному объяснению, относятся к настоящему времени, когда Церковь Христова пребывает в воинствующем состоянии, находится в борьбе с врагами внешними и внутренними, с неверующими еретиками всякого рода, а слова сего, 3-го, стиха, в соответствии с таковым пониманием, нужно относить к особому, имеющему последовать «дню силы Господней», о котором и говорит здесь пророк: с Тобою начало в день силы Твоей, т.е. «в Тебе начальство, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – не после пришедшее, но всегда существующее в Тебе Самом, как сказано и у Исайи (Ис. 9:6). Христос имеет власть по природе Своей, в Существе Своем, не после рождения получив ее и не приобретшего от вне, но и родившись с нею. Выражение: с Тобою начало – означает не только то, что начальство Его не зависит от другого, но и то, что оно постоянно и вечно» [5, с. 289]. В день силы Твоея, т.е. в тот «последний день» (Ин. 6:39), когда Божественная сила Твоя подвигнет небо, помрачит солнце, поколеблет землю, возбудит мертвых, и всех позовет пред судилище Твое, когда Ты окружен будешь святыми, которые, «как солнце, просветятся тогда» (Мф. 13:43); и тогда же пред всеми откроется Царство Твое, и все познают, что Тебе принадлежит истинное начальство над всеми, и что Бог Отец Вседержитель родил Тебя не из ничего, как прочие твари, но из чрева Своего, как Сына единосущного, истинного и соприсносущного, и притом прежде денницы, т.е. прежде, нежели звезды сотворил, прежде всякой видимой твари и прежде всех веков.
Объяснение священной книги псалмов.