Толкования на Пс. 24:11

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мой: мног бо есть

Я – величайший грешник и сам по себе недостоин помилования – только милость Твоя может подать оставление грехов моих. Не ради моего достоинства, не ради моей молитвы и слез остави мне грехи мои, но ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мой: мног бо есть

Посему, говорит Пророк, умоляю Тебя быть снисходительным к грехам моим, не ради ревностнаго моего покаяния, но ради того именования, какое имеешь Ты по человеколюбию, и потому что на имени Твоем основал я надежды свои.

Евфимий Зигабен

Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть

Здесь излишен союз − и − поставленный по свойству еврейского языка, в котором он употребляется излишне. Итак (по опущении союза) слова Давида выражают следующее: поелику Ты, Господи, именуешься милостивым и благим; то посему будь милостив ко греху моему − греху, учиненному мною прежде, но от которого я уже удалился. Грех мой, по сравнению с чистотою, которую я обязан хранить, многочислен. Слова сии прилично могут относиться и ко Христу, также называющемуся агнцем, принимающим, то есть очищающим грехи мира.

Слова Божеств. Кирилла: Итак, призванные чрез веру из язычников, как умудренные осиянием Духа и знавшие Евангельские законы, говорят, что все пути Господа милость и истина, не жестокость и не тень, как Моисеев закон, по которому не было пощады преступникам Моисеевых заповедей, которые умирали без милости при двух, или трех свидетелях. Притом законное не было истина, но весь закон был только тень и образ.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ради имене твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

Из всеобщаго онаго закона, по которому поступает Бог в разсуждении людей, боящихся Его, заключает Пророк, что и он может иметь благую надежду о отпущении грехов своих, и потому молится и просит, глаголя: ради имене Твоего, Господи, то есть, ради милости и истины Твоея, очисти грех мой, мног бо есть. Грех многим нарицает, или по причине множества иных грехов, со иным сопряженных, по оному Апостола Иакова изречению: много согрешаем вси (Иак. 3:2); или по причине великости и тяжести, понеже святые люди и малые грехи за великие почитают. Да и в самом деле велики суть, ежели помыслим о величестве Того, Котораго грехами раздражаем.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть

Он также милосерд к тем, которые искренно заботятся об исполнении Его закона, а к таким принадлежит и псалмопевец, несмотря на многие свои прегрешения, которые Бог несомненно простит ему.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно

Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя

Очищение ради великого имени Бога указывает на высоту благоговения Давида пред Ним. Бог всесовершенен, в Нем нет и не может быть никакого недостатка; соответственно тому и Его чтители должны быть людьми высокой нравственной чистоты; недостойные же как бы умаляют величие Его имени. Это то же, что мы видим и в обыденной жизни: чем выше положение человека, тем достойнее должно быть его лицо; ничтожный человек как бы грязнит, унижает самое звание свое. Давид свой грех называет тяжким («велико оно») и себя великим грешником пред Богом, унижающим Его своим поклонением в том случае, если он не позаботится о своем очищении.

Прот. Григорий Разумовский

Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть

По переводу с греческого этот стих читается так: «Ради имени Твоего, Господи, очисти греховность мою. Ибо она велика». Под словом грех пророк разумеет не один какой-либо грех, а все грехи свои, все греховное состояние, которое просит очистить, снять с его души, уничтожить, если не за раскаяние, то ради имене Твоего, как бы так говоря: поелику Ты именуешься Благим, Милостивым и Человеколюбивым, то ради этого имени, а не ради только моего раскаяния, очисти грех мой; ибо он велик (по многосложности его) и тяжек. Ты един можешь его очистить, уничтожить. Выражение сего псаломского стиха Святая Церковь христианская употребляет в своих молитвах (например, «Пресвятая Троице, помилуй нас… имене Твоего ради»).

Объяснение священной книги псалмов.