Толкования на Пс. 27:2

Блж. Феодорит Кирский

Услыши Господи глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему

Храм не был еще построен; храмом же именует Пророк скинию, в которой молился, будучи далек от нея телом, но устремляя туда ум. Так и блаженный Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенныя к Иерусалиму, не в том предположении, что Божество описуется там местом, но зная бывшее там Божественное явление.

Евфимий Зигабен

Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему

Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит Феодорит. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им (Псал. 2,4).

И Божественный Кирилл: Воззванием здесь называет не высокий, или громкий голос, ибо так молиться неприлично святым; но усилие и непрестанное углубление ума в Боге. Ибо он некоторым образом принимает и таковые голоса молящихся, когда они во время молитвы воздевают преподобные руки. У иудеев нет этого обыкновения— воздевать руки во время молитвы; но для пребывающих во Христе это не новое занятие. Распростертием рук они выражают честный образ спасительного креста, исповедуя самым делом, что они посвятили себя Христу, и в кресте Его поставляют свою славу, как причастники страданий Его. Взяв на себя крест и последуя Ему, по Его наставлению, мы из себя делаем образ креста. Но между молитвою, прошением и благодарением есть различие. Когда у нас недостает чего (из сих), тогда мы молимся. Когда, представив достоинство Божие, я прошу чего у Бога, тогда я молюсь. А когда уже сделаюсь другом (Его), тогда благодарю. Так и Павел, восходя от меньшего к большему, говорит: прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (1 Тим. 2,1).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому твоему.

Сие повторение одних и тех же слов не без причины положено. Ибо Давид означает, что он, будучи поражен печалию и страхом, не с холодным духом молился Богу, но горел к Нему великим желанием. Сие внутреннее расположение во втором члене изъявляется внешним признаком. Обыкновение воздевать руки вверх во время молитвы было известно людям во всех веках. Природа вдохнула оное в мысли даже и самых язычников, дабы под сим видимым знаком направляли они чувства свои к единому Богу. В Еврейском тексте вместо к храму читается к святилищу: но в сем месте и храм и святилище приемлется за храм небесный. Ибо Давид не так был привязан ко внешнему святилищу, чтоб не знал, что Бога должно искать духовне, и что люди тогда к Нему приближаются, когда, оставя мир, проникают верою в небесную славу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему

С полною надеждою псалмопевец по время бегства прострет свои руки к Иерусалиму, к жилищу Господа, и молит, чтобы Господь услышал его, не такой жребий приготовил ему, какой следует лживым врагам, не погибель, не постыдную смерть; молит, чтобы Господь воздал этим врагам по делам их и совершенно истребил их, так как они не обращают внимания на великие дела Божии, в которых Он так часто уже являл Себя святым, праведным, и не побудили этим себя к праведности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому твоему

«Поднимаю руки… к храму Твоему» - обычай молиться с воздетыми руками по направлению к храму, как месту обитания Господа.

Прот. Григорий Разумовский

Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему

Воздеяние рук на молитве (Пс. 140:2; 3 Цар. 8:22) к Богу было обычаем не у одних иудеев, а и у других народов и во все времена; у евреев же, кроме того, требовалось, чтобы, находясь где-либо вне Иерусалима, они во время молитвы обращались к той стороне, где находился храм и кивот Завета. Так поступал пророк Даниил, находясь в Вавилоне (Дан. 6:10). О том же говорит и Давид, находясь в изгнании – в чужой земле. Услышь, говорит он, Господи, голос мольбы моей, когда я молюсь Тебе, когда я поднимаю руки мои, обращенные ко храму святому Твоему.

Объяснение священной книги псалмов.