Толкования на Пс. 27:5

Свт. Афанасий Великий

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я

Яко не разумеша в дела Господня. То есть, не захотели приять собственного своего спасения.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я

«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его». Так поступали они, говорит Пророк, не пожелав изучить ни слова, ни дела Божия. Посему «разориша я, и не созиждеши я:», потому что для худых домостроителей полезно разорение лукаваго домостроительства. Из сего также видно, что сказанное выше изрек пророчественно, не зложелательствуя им, но предрекая будущее. Ибо не сказал: разори, но: «разориши и не созиждеши». Потом, научаемый божественным откровением, и издалека предусмотрев будущую помощь, подвигнул язык к песнопению.

Евфимий Зигабен

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я

Яко не разумеша в дела Господня

Потому, говорит, что они доселе не поняли домостроительства и долготерпения Божия, т. е., что Бог столько терпит злым для того, чтобы и зло их открылось и в надлежащее время они были наказаны непростительно.

И в дела руку Его

Тех, говорит, дел Господа, которые Он производит с правым и справедливым намерением. Ибо руки здесь означают дела производимые с разумом.

Еще иной: Из дел Господа одни видимы, а другие невидимы, в которых несведущие подвергли себя наказаниям. Или под делами Господа разумеются слова Его, а под делами рук Его—творения Его, по Феодориту.

Разориши я и не созиждеши

Это пророчество о совершенной погибели злых. Когда, говорит, они падут, уже более не встанут.

Слова Феодорита: У худых строителей всецело разрушается злое их строение. И отсюда видно, что и это сказал пророчески, так как и прежде сказанное, не проклиная их, но предсказывая будущее. Ибо не сказал: разрушь, но разрушишь и не созиждешь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку его: разориши я и не созиждеши я.

В сем стихе открывает Пророк корень нечестия, показывая, что беззаконные потому дерзки бывают к нанесению вреда, понеже озлобляя людей и творя всякаго рода злодеяния, не мнят, что имеют дело с Богом, но, будучи ослеплены успехами, воображают, что Бог к одним только им милостив, а о добрых, в утеснении находящихся, никакого попечения не имеет, и что мир подобно колесу случайно вращается. Таким образом самопроизвольно, при самом ясном свете, слепотствуют, как и пророк Исаиа сказал о них: горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающим тьму свет, и свет тьму (Ис. 5:20). Но понеже Бог и при самой величайшей тьме не престает проявлять чудных промысла Своего знамений, то нечестивые делаются неизвинительными, когда не вникают в них. Сию безпечность изображая, Пророк, во-первых, глаголет: не разумеша в дела Господня; потом присовокупляет: и в дела руку Его, показывая, что нечестивые, продолжая безпечную жизнь, попирают ногами все, что ни встречается из дел Божиих, служащее ко обузданию неистовства их. Следующия за сим слова: разориши я, и не созиждеши я, употребляет Пророк, сообразуяся оным словам: в дела руку Его, которыя суть как бы некое строение; аки бы сказал: понеже не разумеша строения Божия, того ради Бог разорит их, и никогда паки не возсозиждет. Сие наилучшим образом приличествует всем вообще беззаконникам, которые не разумеют, что они суть творение Господне, созданное по образу и по подобию, искупленное кровию Господа Иисуса Христа, и безчисленными дарами от естества и благодати обогащенное. Сего ради так наконец разорятся, что никогда уже не возсозиждутся, дабы отсюду непрестанно могли чувствовать казнь свою, якоже Господь Вседержитель глаголет инде: тии созиждут, и Аз разорю (Мал. 1:4).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку его: разориши я и не созиждеши я

«Не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его» - враги Давида в своих действиях руководятся личными влечениями, не заботясь о том, что их дела могут и идут в несогласии с делами Бога. Под последними разумеются определения Бога относительно Давида, которого он помазал на царство (см. 8 ст. ) и которому, поэтому, заповедано Богом оказывать повиновение со стороны народа. Враги Давида этого «действия» Господа не хотят слушать, а желают низложить его, чем вызывают на себя гнев Господа, который их «разрушит».

Прот. Григорий Разумовский

Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я и не созиждеши я

Выражение не разумеша в дела Господня значит: люди нечестивые и злобные настолько были беспечны и невнимательны к делам Божиим, что не поняли домостроительства и долготерпения Божия, а потому заслуживают должного наказания как справедливого воздаяния за свое нечестие, за лукавые и злые намерения и дела. В том и заключается причина или корень нечестия, что нечестивые, оскорбляя людей и совершая всякого рода злодеяния, забывают о Боге и в ослеплении своем не думают, что имеют дело с Богом, а воображают, что мир имеет самобытное происхождение и все в нем вращается случайно. Высказав причину лукавого и злобного поведения нечестивых, псалмопевец предсказывает о совершенной погибели их как заслуженном ими наказании от Бога: Ты низложи их, говорит, и не воссоздашь их: разориши я и не созиждеши я. Так пророчески предрек о совершенном разрушении царства Израильского и о рассеянии евреев.

Объяснение священной книги псалмов.