Толкования на Пс. 28:8

Свт. Афанасий Великий

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую

Глас Господа стрясающего пустыню. Сотрясающим и здесь названо повсюду слышимое, как и в словах: вшедшу Иисусу потрясеся весь град (Мф. 21,10). Пустынею же именует Церковь из язычников, которая не имела древле ведения о Боге. И стрясет Господь пустыню Каддийскую. Кадис толкуется: святая; разумеется же святая Христова Церковь.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню каддийскую

«Глас Господа стрясающаго пустыню». Самое сотрясение пустыни Господом обращается ей в благодеяние, чтобы она, изменившись, из пустыни стала землею обитаемою и, сложив с себя позор бесчадия, приобрела похвалу многочадия «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (ср.: Ис. 54,1), и чтобы бывшее дотоле пустынею, наполнившись водами Духа, обратилось «во езера водная» (Пс. 106,35).

«И стрясет Господь пустыню Каддийскую». Посему не всякую пустыню сотрясает Господь, но только пустыню Кадес, то есть освящение, ибо Кадес значит «освящение».

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую

Симмах перевел: не «стрясающаго», но пораждающаго; а Акила – болезнующаго родами. О сей же пустыне предвозвещает и Исаия, говоря: «радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин» (Ис.35:1). Пустынею же называет Пророк язычников, как лишенных древле ведения о Боге. И о них-то божественный Исаия сказал, что процветут, а блаженный Давид, что поболят и родят. Подобно же сему сказанное у Исаии в другом месте: «возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (Ис.54:1). Сию же пустыню стрясаюший Владыка (стрясение означает пришествие Божие) уготовит к рождению спасения, согласно с пророчеством, вещающим: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом Дух спасения Твоего, егоже» сотворил еси «на земли» (Ис.26:18). Посему-то называет Пророк пустыню Каддийскою, то есть, святою; потому что сие значит в переводе слово Кадис.

Евфимий Зигабен

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую

Глас Господа стрясающаго пустыню

И здесь недостает слова бывает, чтоб была мысль: глас Господа бывает. Пустынею Давид называет язычников по причине пустоты (в них) касательно богопознания и недостатка воды духовного учения, а равно и плодов добродетели. Сию пустыню Христос, по пришествии своем, пересоздал, во-первых потрясши и привлекши ее к Себе, а потом возделал ее ралом веры.

И стрясет Господь пустыню Каддийскую

Потрясет, говорит, Господь, не всю пустыню, но каддийскую, Каддис, (святую)— посвященную Ему и достойную Его. Ибо—Каддис означает святой.

Кадис с одним «д» означает в священном Писании многие так называемые места: Быт. 14,7; Числ. 13,27; Втор. 32,53; 1Макк. 11,63 и в других, а Каддис с двумя «д» означает—святую.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую.

Здесь прославляет Пророк могущество Бога, действующаго на земли, и глаголет, что глас Господень сотрясает и движет пустыню. В Еврейском тексте вместо сотрясает, читается раждати творит. Откуду явствует, что сотрясение или движение, о котором здесь упоминается, не есть простое землетрясение, или колебание, бывающее от звука грома, в пустынях наипаче действующаго, как некоторые мнят: но сотрясение и колебание, споспешествующее рождению. Таким образом изображается в сем месте чудная сила Божия, которая может, когда восхощет, как гору Ливанскую обнажить от всех ея кедров, и превратить в пустыню: так напротив самую пустыню Каддийскую, где обыкновенно ничего не родится, одним потрясением соделать плодородною, и мгновенно древами и животными наполнить. Подобное сему глаголется во псалме Пс. 106:33, 35 и след. Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. И несколько ниже: положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущия, и составиша грады обительны: и насеяша села, и насадиша винограды. По второму разумению означается обращение языческих народов, бывшее чрез проповедь Евангельскую, которые не имели прежде ни возделания духовнаго, ни напоения от росы Божией благодати, и которые в сравнении с Христианскими народами могли по справедливости назваться пустынею.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню каддийскую

Пустыня здесь названа, как образ «страшного и ужасного» (Втор. 1:19; 8:15), и в частности пустыня Каддийская (Кадеш), как самая страшная часть аравийской пустыни; – пред Богом дрожит и самое страшное и ужасное.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню каддийскую

Господь потрясает пустыню - в пустыне от бури поднимается масса песка и пыли, животное царство пустыни трепещет и бежит.

Прот. Григорий Разумовский

Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Кадднйскую

Стрясать значит – сдвинуть, поколебать, потрясать. Пустыней в Священном Писании называется безводная, бесплодная, ненаселенная местность. Каддийская от слова «Кадис», так назывался город на южной границе Иудеи, к Идумее: он лежал среди пустыни в виде оазиса, почему и получил название – Кадис, по-русски «зеленеющий луч». Поэтому выражение: «Господь гласом Своим стрясает пустыню». А в связи с предыдущим здесь выражены такие мысли: действие чудной силы всемогущества Божия так велико и неограничено, что Он может одним словом (гласом) и гору Ливанскую обнажить от всех ее громаднейших кедров и превратить ее в пустыню так же, как и пустыню Каддийскую одним сотрясением соделать плодородною и наполнить животными и растениями. В пророческом смысле под сотрясением пустыни разумеется здесь обращение язычников чрез проповедь Евангелия в Церковь Христову. Разные языческие народы, которые прежде, до обращения ко Христу, не имели ни возделания духовного, ни напоения от росы Божией благодати, могли по справедливости быть названы пустынею, как и называются в песнопениях нашего православного богослужения: «Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим» (Октоих. Глас 2. Неделя, утро. Канон. Песнь 3, ирмос).

Объяснение священной книги псалмов.