Толкования на Пс. 30:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, псалом Давиду, изступления

Содержание: Давид воспевает предложенный псалом, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; впрочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния. Слово же «изступления» означает не иное что, но самый грех, от которого душа как бы исступила от здравомыслия; почему и не надеялась уже, что будет снова принята, но ясно говорила: аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец псалом Давиду, изступления

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец псалом Давиду, изступления

Сего не нашел я ни в еврейском подлиннике, ни у прочих толковников, но видел в некоторых списках. И кажется мне, что делается сим намек на поступок с Уриею. Ибо в самом псалме Пророк говорит: «аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею» (ст. 23), то есть, думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления. Изречен же псалом сей блаженным Давидом, повидимому, в то время, когда преследуем был Авессаломом. Яснее покажет сие истолкование самых речений.

Евфимий Зигабен

В конец, псалом Давиду, изступления

Этот псалом имеет в надписи —в конец — потому что содержит пророчество, относящееся к концу, а — изступления, потому что упоминает об изступлении, то есть, совращении Давида, когда он учинил любодеяние с Вирсавфею и убил мужа ее Урию. Ибо — изступление некоторые перевели уклонением от правого и здравого смысла. А изречен этот псалом Давидом в то время, когда он гоним был сыном своим Авессаломом, как свидетельствует Феодорит. Но слова сего псалма относятся не менее и к каждому христианину. Под врагами его должно разуметь диавола и демонов, Авессалома и Ахитофела, а равно и другие слова в нравственном смысле можно принимать в отношении к нравам каждого христианина.

Почему некто сказал: Ибо изступление означает самый грех, при котором душа как бы отступает от добрых мыслей, как не надеющаяся на восстановление. А Григорий Hис. говорит: Сей псалом надписывается — изступления, как советующий отступить от тех, сообщение с которыми вредно; а к концу, потому что в конце псалма советует, что должно делать и указывает на cие слушателю; или потому, что ясно пророчествует о смерти Господа, сделавшейся причиною изступления для всей твари, когда предавал дух в руки Отца, совершая таинство домостроения, или по причине простираемых Давидом надежд к будущему.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, псалом Давиду, изступления.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова.

В сем надписании нет ничего новаго, кроме онаго слова: изступления котораго в Еврейском тексте нет, но в переводе приложено или от седмидесяти толковников, или от иных. Ибо Феодорит свидетельствует, что нашел его в некоторых токмо экземплярах. Взято же, по видимому, из 23 стиха псалма сего, где сказано: аз же Рех во изступлении моем.

Изступление же означает восхищение ума, что бывает тогда, когда дух так углубляется размышлением в некую вещь, что кажется, аки бы из тела выходит. Сие изступление иначе называется восторгом, который происходит или от Божественнаго некоего откровения, восхищающаго ум в таинственное некое видение, или от сильнаго ощущения страха или любви. Но в сем месте под именем изступления должно разуметь тот внезапный и великий страх, которым поражен был Давид, когда услышал, что сын его Авессалом, и с ним весь Израильский народ, против его взбунтовался, о чем повествуется во второй книге Царств, в гл. 2Цар. 15.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, бегая от Авессалома, просит Бога о скорейшем от него защищении и прославляет Его к себе благость. Может приличествовать и церкви, в тесноте гонений воздыхающей к Богу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

В конец, псалом Давиду, изступления

Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности (ст. 2, 6, 19), унижении и преследовании со стороны врагов (ст. 5-11), об унижении со стороны народа (ст. 12, 14). Давид скрывается в укрепленном городе (ст. 22), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» (ст. 7). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. XV Пс).

Дополнение в русской Библии «во время смятения» — взято на основании 23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у 70-ти и в слав. Библии.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, псалом Давиду, изступления

В надписании сего псалма, составляющем первый стих его, кроме обычных слов: В конец, псалом Давиду – прибавлено еще слово изступления. По свидетельству отцев Церкви, сего прибавления нет в еврейской Библии, а имеется оно только в некоторых списках перевода LXX толковников и внесено или самими переводчиками, или кем-либо из переписчиков. Можно думать, что оно заимствовано из 23-го стиха сего псалма, где составитель его говорит: Аз же Рех во изступлении моем. В изданиях Псалтири на русском языке это слово (изступления) переведено с еврейского словами «во время смятения», а с греческого: «при исступлении». Исступление (греч., лат. ecstasis) значит «ужас, смятение». Давид написал сей псалом, когда был в ужасе, в смятенном состоянии по причине восстания против него сына его Авессалома, а с ним вместе и всего израильского народа, о чем повествуется в 15-й главе 2-й книги Царств. Находясь в таком ужасном состоянии и укрываясь бегством от нападения врагов, Давид выражает надежду на Бога и просит у Него помощи и заступления. Различные изречения сего псалма могут быть применимы в равной мере и вообще к Церкви Божией, претерпевающей гонения и нападения со стороны врагов, и к каждому христианину в отдельности, у которого всегда есть враги, видимые и невидимые. А потому псалом сей весьма прилично введен в состав церковного богослужения и слышится нами во дни Великого поста наряду с другими молитвословиями великого повечерия, возбуждающими в сердцах христиан чувства сокрушения о грехах и надежду на милосердие Божие.

Объяснение священной книги псалмов.