Толкования на Пс. 30:10

Свт. Афанасий Великий

Помилуй мя, Господи. яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя

Смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Как оком называет ум в душе, так утробою память в душе, в которую как в утробу влагаем разумную пищу. Душа моя и утроба моя. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа иудейского.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Помилуй мя, Господи. яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя

Симмах выразил сие так: по причине прогневания омрачилось око мое: потому что, прогневав Тебя грехом, принужден я непрестанно плакать. Да и душа моя исполнена волнения и смятения. Утробою же Пророк назвал здесь таибницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба.

Евфимий Зигабен

Помилуй мя, Господи. яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя

Помилуй мя, Господи, яко скорблю

Сими словами Давид опять возвращается к прежнему прошению и сильными жалобами своими убеждает Бога ускорить на помощь ему. Не смотря на сказанное уже прежде, – что он находился в тесноте, он еще говорит, что скорбит от сего стеснения.

смятеся от ярости око мое

От Твоей, Господи, ярости помутился, говорит, глаз мой. Ибо, если бы Ты не прогневался за прежде произведенные мною грехи, я не страдал бы теперь столь много. Око мое помутилось от частых слез. Симмах вместо – помутился, перевел затмилося.

душа моя и утроба моя

И душа моя, говорит, смутилась от великой скорби и огорчения. Утроба моя также помутилась, потому что не принимает пищи. Это можно понимать и в высшем смысле. Глаз есть ум, как мы сказали в 6-м псал. при изъяснении ст. 8-го «Сотряслось от ярости око мое». Под душею разумеются надежды, которые воодушевляют огорченного печалью человека. А утроба означает душевную способность, память или хранилище мыслей, – по Феодориту, в котором как во чреве помещается разумная пища, то есть, понятия собираемые чрез чувства.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.

Воспомянув прошедшая благодеяния Божия, молится о будущих, и повествует о бедствиях своих, дабы лучше преклонить Бога на милость. Помилуй мя Господи, яко скорблю. Аки бы сказал: якоже в прежде бывших прискорбиях моих помиловал еси мене, тако и ныне помилуй мя: ибо паки иная скорбь постигла меня. Потом начинает настоящия скорби исчислять: смятеся яростию око мое. Оное слово, яростию, есть двусмысленное: ибо можно разуметь его и о гневе Божием, и о гневе Давида; но лучше разуметь о гневе Божием. Ибо Давид, как известно нам из первыя и вторыя книги Царств, во время гонения Авессаломова, да и во всех других гонениях, никогда не воспалялся гневом, но всегда был кроток и зело терпелив. Впрочем, слова сии яснее в Еврейском тексте читаются так: увяде от печали око мое, душа моя и утроба моя. Некоторые слова сии относят к трем частям или способностям души, разумея чрез око разум, чрез душу волю, чрез утробу память.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–11 Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася

Только что выразив радостные чувства по поводу полученной от Бога милости, как уже опять начинает вспоминать прежние свои скорби, умоляя Господа о помиловании. В слове яростию выражен гнев Божий за грехи, от которого пострадали и глаза (око мое) Давида от слез, и душа его (душевные силы: разум, воля и совесть), и утроба его (память как вместилище не вещественной, а духовной пищи – понятий и разных сведений). Приближаясь к старости и воспоминая о гонениях, бедствиях, о многих войнах с соседними народами, о борьбе с внутренними врагами и о претерпенных от всего этого многоразличных скорбях, он говорит: вся жизнь моя истощилась, протекла в скорбях и печали – исчезе в болезни живот мой, – и годы мои в стенаниях – лета мои в воздыханиих. К сим душевным скорбям и страданиям присоединились и телесные немощи и страдания, которые выразил Давид словами: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Здесь нужно иметь в виду, что Давид, во время гонения от Саула, а также во время восстания Авессалома, принужден был бегством спасаться часто без съестных припасов, иногда бежал он чрез места пустые и безводные почти пеш и бос, а потому неудивительно, что ему приходилось претерпевать и голод, и жажду (2 Цар. 17:29), и разные другие нужды, и чрез то терять силы и здоровье. А потому он и говорит: ослабела от нищеты и страданий сила моя и измождены кости мои.

Объяснение священной книги псалмов.