Толкования на Пс. 30:20

Свт. Афанасий Великий

Как много в Тебе благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими

Коль многое множество благости Твоея, Господи. Как просвещенный уже Духом приносит благодарение за будущее. Давиду же обычно для выражения изумления речение «коль» употреблять нередко в значении весьма. Великая благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для нас. Ибо речение «скрыл еси» употреблено вместо «сохранил», как и в сказанном: скры мя в селении Своем (Пс. 26,5). Вместо же «сохранил», сказано: скрыл еси, потому что сокрытое хранится. Соделал еси уповающим на Тя, т. е. сделал в надлежащее время.

Толкование на псалмы.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Как много в Тебе благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими

Господь не всегда сразу посылает нам свои милости. Но в свое время Он несомненно нас утешит. Только бы не ослабевала у нас вера в Бога! Не только люди неверующие, смеющиеся над скорбями христиан, но и сами христиане не знают, какие великие блага уготовал Господь всем любящим Его, в жизни будущей!

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блж. Феодорит Кирский

Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе

И здесь Пророк опять речение: «коль» употребил не для сравнения, но для усиления речи. Почему Акила и Симмах перевели так: велико благо Твое, которое сокрыл Ты, уготовав боящимся Тебя. Изречение же сие имеет такой смысл: награды и воздаяния боящимся Тебя, хотя оне и многочисленны, и велики и чудны, сокрываешь Ты, Владыка; а попускаешь, чтобы боролись они с трудами и бедствиями. Впрочем иногда и явными делаешь воздаяния за победу, ободряя тем подвижников. Ибо сие присовокупил Пророк:

соделал еси уповающим на Тя пред Сыны человеческими

Потом подробно описывает какое о них бывает промышление.

Евфимий Зигабен

Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя, пред сыны человеческими

Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл ecи боящимся Тебе

Коль (какое) – здесь выражает усилие и значит – весьма. Давид, любомудрствуя иногда о долготерпении Божием, а иногда о помощи и отмщении за него, говорит, что весьма велика благость Твоя, Господи, которую Ты на время скрываешь и обнаруживаешь пред рабами Твоими, желая отложением и долготерпением Своим упражнять их в терпении.

соделал ecи (явно) уповающым на Тя пред сыны человеческими

Ты совершил, говорит, и исполнил благость Твою, Господи, сделал ее явною для тех, которые надеются на Тебя, восхотев показать ее пред многими с тою целью, чтобы познали, что Ты защищаешь и подкрепляешь рабов своих. Выражение – сыны человеческие есть описание вместо – человеки, как мы сказали в псалме 4-м ст. 3, или при словах: сыны человеческие! доколе вы тяжкосерды.

Другой говорит: Ты скрываешь свою благость, то есть, хранишь, для боящихся Тебя. Ибо на сие Ты и совершил ее, чтобы подать (ее) надеющимся на Тебя, и Ты подашь ее явно, так что все увидят во время воздаяния, что она дается достойным. Нисский говорит: Множество благости Божией имеет сокровенную пользу и сия благость еще не видима явно, но ожидает будущих веков, в которые должна открыться. Григорий Богос. сказав, что мы не могли перенести скрываемой для близких к Богу благости, тем самым намекнул, что под сокрытием он разумел откладывание. Также, сказав и в другом месте, что Христос одними чтится, а другими бесчестится, прибавил: и отлагает – одним благость, а другим – наказание; так что хорошо можно сказать, что по непостижным причинам домостроительства своей благости, Бог одно собирает и скрывает, чтобы в надлежащее время воздать, а некоторую часть и воздает и открывает для ободрения подвижников. Почти то же говорит и Феодорит: Ты, говорит, Владыко, скрываешь воздаяния и награды за подвиги, ожидающие боящихся Тебя и они многочисленны, велики и чудны и попускаешь им бороться с большими трудами и бедствиями; однако ж иногда и обнаруживает воздаяния для поощрения подвижников, ибо это (показывая Давид) присовокупил: Ты сделал ее явною уповающим на Тебя. Также Ориген: тайное в лице Божием есть то, что не постигается познанием, но что откроется тогда, когда увидим Его как Он есть. А Павел тайному сему противоположил то, что может быть явно касательно Бога, то есть, дело творения, открытое людям и дело промышления. Быть может и Спаситель имеет лице сокрытое – во всем, относящемся до Божества, а открытое в отношении домостроительству. Можно также называть лицем явные дела промысла Его, в которых мы видим Бога, а тем, что сокрыто в Нем – недоведомые причины, по которым что либо бывает, которые мы узнаем в конце текущих дел (в Катенах).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Коль многое множество благости твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся тебе, соделал еси уповающым на тя, пред сыны человеческими:

Святый Пророк возчувствовав, что Бог молитву его услышал, и ощутив Божие утешение, показывает, колико благ и милостив Бог к любителям Своим; ибо благость берется здесь за благотворение Божие, а вопрошение содержит также не малую силу: понеже не просто проповедует Давид, что Бог есть благ, но приходит в восторг от удивления благости, которую испытал на себе. Он без сомнения по опыту своему произнес сии слова, Поелику чудным и нечаянным образом от бед своих избавлен был. Итак примером своим повелевает верным возноситься духом превыше понятия плотскаго, дабы гораздо больше ожидали от милости Божией, нежели как мысль человеческая понимает. Нарицает же благость Божию сокровенною боящимся Бога потому, что сие сокровища им токмо одним свойственно есть: ибо хотя и к недостойным простирается различными образы, однако гораздо изобильнее и очевиднее изливается на верных, яко на таких, которые одни всеми благодеяниями Божиими пользуются во спасение. И хотя Бог солнце Свое сияет на благия и злыя (Мф. 5:45), паче же и к самым животным щедроту Свою являет, однако милосердым Отцем не показывает себя, как разве к одним токмо рабам Своим. Почему не без причины нарицается благость Божия сокровенною для тех токмо людей, которые чтут Бога, и к которым Бог более являет Свое благоволение. Можно под именем благости Божией разуметь и то утешение, которое подает Бог неприметно людям, сущим в скорби, и которое нарицают иные сладостию, каковую чувствуют святые будучи в бедствиях, аки бы сказал Пророк: коль многоразлично утешение Твое, Господи, которое вливаешь Ты сокровенно в сердца людей, боящихся Тебе, то есть тех, которые чтут Тебя и любят, и которые с сыновним страхом благоговеют к Тебе. Сие бо есть оная сокровенная манна, юже никтоже весть, токмо приемляй (Откр. 2:17). Сие испытал на себе царствующий Пророк, который инде сказал по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93:19). Сему подобное сказал и Апостол: исполнихся утехи, преизбыточествую радостию о всякой печали нашей (2Кор. 7:4). Ежели же во время странствия сего толикое множество сладости ощущает сердце человека воинствующаго, то колика будет она во время славы в сердце человека торжествующаго! Следующия слова, соделал еси уповающим на Тя пред сыны человеческими, показывают, что благость Божия, которою наслаждаются люди, уповающие на Бога в настоящей жизни сей, явна есть и самым нечестивым людям, которые принуждены бывают очевидными быть свидетелями оныя. Ибо хотя сынове человечестии, то есть плотские люди, не знают сладости оныя, которую внушают верные, паче же и представить не могут, какова она, Поелику имеют испорченный вкус душевный, однако видят действие ея, со удивлением взирая на терпение, кротость, веселие и спокойствие святых. Итак не чудным ли образом подается святым сокровенная некая сладость пред лицем сынов человеческих? Ибо хотя она сама в себе и сокровенна, но чрез действия явственно открывается.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах

Во время молитвы псалмопевец внутренно получил уверение, что он будет услышан; ввиду этого он высказывает свою радость о благости Божией; ему теперь представляется, что Бог сокрыл у Себя, в Своем небесном святилище, как бы в некоем хранилище, множество благодати для Своих верных, чтобы во время нужды открывать эту сокровищницу, награждать богобоящихся и посрамлять нечестивцев; псалмопевец совершенно уверен, что Господь защитит праведника под кровом своим от насилия и коварства его врагов. Поэтому далее следует благодарение за несомненную уже защиту (град ограждения) и победу.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 20–21 Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык

Получив избавление от опасности вражеских нападений во время восстания Авессалома и восчувствовав новое проявление к нему милости Божией, Давид спешит излить свои благодарные чувства к Богу за многократно испытанную им благость Божию, и как бы не находя слов для выражения этих чувств, он приходит в восторг от удивления таковой благостью и восклицает: о Господи, какое множество у Тебя благ духовных, благодатных, которые сокрываешь и хранишь Ты у Себя для людей, боящихся Тебя, и которые приготовил, чтобы даровать их уповающим на Тебя пред сынами человеческими. По мнению св. отцов, в этих словах заключается пророчество о тех неизреченных благах, которые уготованы в воздаяние любящим Бога в будущей жизни (1 Кор. 2:9). Слова: соделал еси уповающим на Тя пред сыны человеческими показывают, что благость Божия, которою наслаждаются люди, уповающие на Бога в настоящей жизни, бывает явна и для самих нечестивых. Господь Бог Щедр и Милостив для всех: солнце Его сияет одинаково всем – и добрым, и злым; «дождит (Он) на праведных и неправедных» (Мф.5:45), щедроты Свои изливает даже на неразумные твари; но духовными благами Его, дарами благодати Святого Духа пользуются одни верные и боящиеся Бога. И хотя сынове человечестии, т.е. люди плотские, и понятия не имеют о благах духовных и принять их не могут по неверию и по испорченности своей духовной природы, однако они не могут не видеть благотворного действия благодатных даров, не без удивления смотря на терпение и кротость, на веселое и спокойное состояние благочестивых. Словами: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа – пророк дает понять, что благочестивые, боящиеся Бога и уповающие на милость Его, таинственно наслаждаются духовными благами, и духовная жизнь их, незримо для людей плотских, проходит под покровом благодати Божией. Суетная, мятежная жизнь человеческая как бы не касается их, они, находясь «в крове Бога Небеснаго» (Пс. 90:1), сокрыты от мятежа человеческого, и потому «не приидет (к ним) зло, и рана не приближится телеси их» (Пс. 90:10). Живя под покровом Божиим, они избавлены от всякого зла, причиняемого не только делами со стороны мятежных сынов человеческих, но и словами, происходящими от враждебных, злоречивых языков, – от пререкания язык.

Объяснение священной книги псалмов.