Толкования на Пс. 32:12

Свт. Афанасий Великий

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его. В этих словах именует блаженными верующих во Христа.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе

Никто не ублажает народа иудейского, ублажают же народ, который по превосходству избран из всех народов, ибо мы - тот «язык», для которого Господом есть Бог наш, мы – «люди, яже избра в наследие Себе»: мы – «язык», потому что собраны из многих язычников, мы – «люди», потому что призваны вместо народа отверженного. И поскольку «мнози звани, мало избранных» (ср.: Мф. 20,16), то ублажает не званного, но избранного; «блажени, яже избра». Какая же причина ублажения? - Ожидаемое наследие вечных благ. Или, по слову Апостола, что когда «исполнение языков внидет», тогда «весь Израиль спасется» (ср.: Рим. 11,25, 26), не ублажает ли сперва исполнение языков, а потом спасаемого наконец Израиля? А как известно, что спасется не всякий, но только «останок по избранию благодати» (Рим. 11,5), то посему сказано: «Люди, яже избра в наследие Себе».

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе

Ублажать должно, говорит Пророк, не богатством надмевающихся, но возложивших упование на Бога, и пользующихся Его помощию. Людьми же избранными, которые именуются Божиим наследием, древле был народ иудейский, а потом народ избранный из язычников и приемлющий лучи веры. Ибо сказано: «проси, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс.2:8).

Евфимий Зигабен

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе

Блажен язык, ему же есть Господь Бог его

Счастлив, говорит, тот народ, который состоит под властью и управлением самого Бога. По словам божественного Кирилла, таков христианский народ, которому Спаситель дал следующее обещание: и вот Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28,20).

Люди, яже избра в наследие себе

По словам великого Василия, это мы христиане, мы этот народ, как собранные из различных народов и уверовавшие во Христа,—люди, ибо вместо отверженного племени еврейского мы вошли в достоинство его, сделались племенем Божиим. Спаситель избрал нас в наследство, согласно с сказанным: дам тебе народы в наследство твое (Пс. 2,8). Мы народ блаженный, как получившие блага, уготованные для нас под условием хранения заповедей Христовых.

Посему божеств. Василий сказал: Поелику много званных, а мало избранных; то Он ублажает не званного, а избранного. Что ж причиною наименования блаженными? Ожидаемое наследство вечных благ.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие себе.

Из всего вышереченнаго о силе премудрости и благости Божией заключает Пророк, коль блажен тот народ, котораго Бог не есть идол некий бездушный, но тот Всесильный, Всепремудрый и Всеблагий Господь, Котораго хвалы доселе описываемы были. В самом деле тогда бываем совершенно благополучны и блаженны, когда и мы великаго онаго Владыку признаем за своего Бога, и Он признает нас за Своих избранных. Сего ради Пророк обоя совокупляя, глаголет: блажен язык, емуже есть Господь Бог его. То есть, благополучны те люди или народы, которые не признают за Бога, как токмо единаго онаго Владыку, егоже словом небеса утвердишася. И паки: блажени люди, яже избра Господь в наследие Себе, то есть, благополучны те, которых Оный великий Господь избрал в Своих людей, аки в собственное достояние и наследие Свое. Оба сии изречения так между собою сопряжены, что разделить их не можно: ибо те токмо одни истиннаго Бога признают за Бога, которые чтут Его верою, надеждою и любовию: чтут же Бога верою, надеждою и любовию те, которых избрал Он в наследие Себе, и которых благодатию Своею предопределил, признал и оправдал.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Блажен язык, емуже есть Господь Бог Его, людие, яже избра в наследие себе

Можно ли не назвать счастливым народа, которого Всемогущий избрал в особое Себе наследие и защищает всемогущею рукою Своею? Но Защитник Израиля не только всемогущ, но и всеведущ; как создавший сердца человеческие, Он знает все мысли и дела людей, поэтому может сделать их безвредными для народа своего, так что никакие силы не могут ничего сделать против Израиля; на него обращены всевидящие очи Господни, и отвращают от него всякую опасность.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе

Язык – значит «народ», наследие – то же, что «достояние», или собственность, принадлежащая Богу. Блаженным, или счастливым, вполне благополучным, псалмопевец называет тот народ, который имеет у себя Богом Господа Бога, единым всемогущим Словом Своим сотворившего небо и землю и собирающего, яко мех, воды морская, Того Всевышнего, Премудрого и Всеблагого Бога, Который избрал Себе в достояние, в собственность тот народ, который не знает и не чтит других богов, а почитает Его единого верою, надеждою и любовью. Таковым народом и был вначале народ, происшедший от избранных Богом патриархов – Авраама, Исаака и Иакова – народ еврейский. А когда этот народ за неверие и ожесточенную злобу против Христа Спасителя лишился милости Божией и сделался отверженным народом, тогда, во времена новозаветной Церкви, в наследие Божие избраны, по предопределению Божию, и призваны люди из всех племен народов земных и, удостоенные множества благодатных даров, составляют из себя Церковь Божию, единый христианский народ, за веру во Единого истинного Бога получивший обетование вечных благ и ожидающий блаженного наследия в небесном Царствии.

Объяснение священной книги псалмов.