Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
См. Толкование на Мф. 20:1
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званых, а мало избранных; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает то же? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. Потому и говорит Павел: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1:16), и Иаков тоже: вера без дел мертва (Иак. 2:20). И Господь говорит через псалмопевца: Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число (Пс. 39:6).
По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное.
Сорок гомилий на Евангелия.
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
См. Толкование на Мф. 20:8
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
См. Толкование на Мф. 20:14
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
См. толкование на Мф. 20:8
Тако будут последнии перви, и первии последни: мнози бо суть звани, мало же избранных
Тако будут последнии перви, и первии последни
Это не заключение из притчи, потому что там последние уравниваются с первыми, а здесь последние являются первыми; но это особое изречение, показывающее, что подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. Такими могут быть и христиане, и иудеи, или из верующих те, которые в начале были небрежны, а в конце становятся усердными, и те, которые в начале усердны, а в конце становятся небрежными. И не только в вере бывают такие перемены, но и в жизни.
Мнози бо суть званы, мало же избранных
многие призваны к вере, но немногие становятся угодными Богу.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
В этих словах выражается то, что было сказано в целой притче. Мнози бо суть звани (много званных), мало же избранных: это значит, что в царство Христово — в христианскую церковь и к райскому блаженству — призывается весь мир, но не все спасутся, а только избранные, т. е. желающие и домогающиеся этого, каковых сравнительно мало. И бывает еще так, что вступившие на путь веры и спасения позднее других вознаграждаются столько же, сколько первые, вступившие ранее, и даже более их, смотря по заслугам: будут последние первыми, и первые последними (чит. объясн. 30 ст. 19 гл.).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
Слова, сказанные в 19:30 здесь повторяются, и это ясно показывает, что в них именно заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми, и наоборот; но что может быть и так, при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха ούως (так), которое может значить здесь: вот, в таких или подобных случаях (но не всегда). Для объяснения 16 стиха находят параллель во 2 Ин. 8 и думают, что она “дает ключ” для объяснения притчи, — с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова ст. 16-го: “ибо много званых, а мало избранных” следует признать позднейшей вставкой, как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениям. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф. 22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи.
Толковая Библия.
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
См. Толкование на Мф. 20:1