Толкования на Пс. 35:10

Прп. Антоний Великий

Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет

Давид говорит: во свете Твоем узрим свет (Пс.35, 10). Что же это за свет, в котором видит человек свет? Это тот свет, о коем упоминает Господь наш Иисус Христос в Евангелии, – т.е. чтоб весь человек был светел, и не было в нем ни одной части темной (Лк.11, 36). Господь также сказал: никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф.11, 27). Сын же не открывает Отца Своего сынам тьмы, но тем, кои пребывают во свете и суть сыны света, коих очи сердечные просветил Он познанием заповедей.

Письма к монахам.

Прп. Исаак Сирин

Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет

Страсти суть как бы твердая какая сущность; они занимают средину между светом и созерцанием и препятствуют при созерцании различать разнообразие вещей. Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество. Если ум не здрав в естестве своем, то недейственно в нем ведение, как и телесное чувство, когда от каких-нибудь причин повреждено, теряет зрение. Если же ум здрав, но нет в нем ведения, то без него не различает ум духовного, как и глаз, здоровый в целом своем составе, бывает нередко слаб относительно к чувственному зрению. А если во всем этом сохранено, что чему свойственно, но не близка благодать, то в деле различения остается все сие недейственным; как и в часы ночи, поелику нет тогда солнца, глаза бывают неспособны разбирать предметы. И когда все (то есть и глаз, и зрение) здорово и само в себе совершенно, но некоторые вещи не различены или не различаются, то сим исполняется сказанное: во свете Твоем узрим свет. Если же благодать мысленного Солнца бывает близка, возбуждает к желанию, поощряет и делает бодрственным, но нет в уме чистоты, то он подобен пустому воздуху, который непрозрачен от густоты облаков и темных веществ, удобно возносящихся к солнечному свету, веселящему нас приятностию сего видения.

Слово 43.

Прп. Иустин (Попович)

Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет

Во свете Твоем узрим свет — во свете Слова можно зреть словесность мира и человека, свет мира и человека. Иначе и мир, и человек утопают в самой конечной тьме. — Вера во Христа открывает этот свет (см.: Ин.12:35-36, 46).

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Феодорит Кирский

Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет

«Яко у Тебе источник живота». Здесь ясно открывает нам Пророк тайну святыя Троицы; потому что источником жизни наименовал Единородное Божие Слово. Так и Сам Единородный называет Себя чрез Пророка Иеремию: «Мене оставиша Источника воды живы», пошли, «и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже невозмогут воды содержати» (Иер.2:13). Посему Пророк сказует, что сей источник у Отца, согласно с евангельским учением, сказующим: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (Ин.14:10).

«Во свете Твоем узрим свет», потому что, просвещаемые только всесвятым Духом, усматриваем мы лучи Твоего Единороднаго. Сказано: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духомь Святым» (1Кор.12:3); и: «нам Бог открыл есть Духом Своим» (1Кор.2:10).

Евфимий Зигабен

Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет

Яко у Тебе источник живота

Сими словами царепророк хочет выразить сие—Ты жизнедатель. Ибо Владыка Христос сказал: Я путь и истина и жизнь (Иоан. 14,6). Ибо как Бог, Он имел источник жизни в Себе, а не имел ее отвне, как имели святые, воскрешавшие мертвых. Или говорит, что у Тебя—Отца— есть Жизнедатель—Сын, сказавши: Я в Отце и Отец во Мне (Иоан. 14,10), Источник жизни, ибо и у Иеремии сказано: оставили Меня—источника воды жизни (Иep. 2,13), как изъясняет Феодорит.

Во свете Твоем узрим свет

В сих словах заключается богословие, пророчествующее о святой Троице, то есть, что мы, которые уверуем, чрез Сына Твоего, Отец, познаем Святаго Духа; потому что если Бог есть свет триипостасный, то посему и каждое лице Святой Троицы есть свет: потому то и Сын учил о Святом Духе, называя Его Утешителем единосильным и равночестным; хотя и на оборот, будучи просвещаемы Святым Духом, от Отца происходящее созерцаем, по словам Феодорита, лучи Сына. Ибо, как учит Павел, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12,3); также: Нам же Бог открыл Духом Своим (1Кор. 2,10).

Это место изъясняет Григорий Богослов: В Духе Бога и Отца увидим Сына— троичный и нераздельный свет; в свете Духа—Христа; ибо никто не может назвать Господом Иисуса, как только Духом Святым (1Кор. 12,3). Василий так: Светом называется Дух, потому что из всех душ, в которых Он вселяется, изгоняет всякое неведение и заблуждение, и потому что обращает к себе все то, что объемлется его лучами. Кирилл: Если Сын есть свет от света; то неужели когда либо не было в Отце света Его? Как не отделяется от огня действие света; так и от Отца—рождающийся от Него свет.

Еп. Ириней (Орда)

Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет

Бог дарует спасающую, подкрепляющую, подающую жизнь и сохраняющую ее благодать, потому что Он Сам есть жизнь (источник живота); Он есть Первоисточник всякого блага, благо людей; но благо в противоположность бедствиям есть свет (ср. Пс. 4:7;26:1; 30 и др.); поэтому Бог есть свет; если же исходящий от Него свет светит на нас, тогда и мрачные обстоятельства нашей жизни становятся светлыми, блестящими; в благодатном Его свете мы видим свет, т.е. счастливые дни.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет

«Во свете Твоем мы видим свет». Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием («видим свет») мы обязаны Твоей милости («во свете Твоем»).

Прот. Григорий Разумовский

Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет

Изречения сего стиха имеют причинную связь с изречениями предыдущего стиха. Поток сладости Божественной, как всякий вообще поток, имеет источник, и этот источник заключается в Самом Боге: Яко у тебе источник живота. Верующие и благочестивые люди, по милости Божией, напояются Божественной благодатной сладости из того потока, который получает начало от Самого Бога, источника жизни и света. Господь Бог, по милости Своей, дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет их жизнь, как физическую – телесную, так и духовную и просвещает их светом от Своего Света, ибо Он есть «Живот и Свет» (Ин. 1:4, 9, 8:12, 11:25). Когда человек подвергается бедствиям и ниоткуда не видит себе помощи, тогда объемлют его скорбь и теснота, которые приводят душу его в такое омрачение, что он не знает, куда обратиться и что предпринять, и тогда только он освобождается от такого жалкого и мрачного состояния, когда обратится с молитвою к Господу Богу. В таком ужасном состоянии находился и Давид, когда в бедствиях гонений, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключенным во мраке, вместе с умершими (Пс. 30:11–13, 141:8), но одушевляемый и духовно просвещаемый верою в Господа, в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою (Пс. 137:7) и просветит светом лица Своего (Пс. 17:29), т.е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле. Те же скорби и теснота нападают на человека, преданного греху и всяким беззакониям (Рим. 2:9), совершенно омрачают его душу и доводят ее до отчаяния, что и видим на судьбе Саула и многих из его приверженцев. Бедственные последствия беззаконной жизни мы нередко видим также у тех людей, которые, утратив свет божественной веры, омрачают свою совесть закоснением в порочной жизни, удаляют себя от благодати Божией и таким образом сами себя лишают вечно-блаженной жизни во свете лица Божия. Об этой жизни и об этом свете и говорит здесь божественный псалмопевец: Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Просвещаемый светом веры Христовой и направляя жизнь свою во свете Его заповедей и каждый человек может наследовать жизнь вечную и узреть свет Божественный: «Праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их» (Мф. 13:43).

Объяснение священной книги псалмов.