Толкования на Пс. 36:21

Свт. Афанасий Великий

Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает

Заемлет грешный, и не возвратит. Грешник не воздает благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога. Праведный же щедрит и дает. Воздает щедротами, подражая своему Владыке.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает

Таков был Саул, которому всегда благодетельствовал божественный Давид, и который не хотел воздать добром благодетелю, тогда как блаженный Давид, уподобляясь своему Владыке, сияющему «солнце Свое на злыя и благия» (Мф. 5:45), не переставал благодетельствовать. Таковы были Иудеи, о которых все возможныя попечения прилагали священные Апостолы, и которые оказывали к ним кровожадное расположение, между тем как божественные Апостолы щедро уделяли им Божественные дары.

Евфимий Зигабен

Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает

Заемлет грешный и не возвратит

Грешник, говорит, не только не дает милостыни из своих вещей, но и долга не платит за заем, который взял у другого; столько он немилосерд и беззаконен!

Праведный же щедрит и дает

Праведный, однако ж, говорит, делает совершенно противное тому; и не только дает, или возвращает чужой заем, но еще оказывает щедрость и милость из своей собственности нищим. Или можно понимать так: праведный, хотя и знает, что грешник есть неблагодарный должник, однако ж во время нужды, он дает и ему в займы.

Слова Феодорита: Таков, был Саул: он получал много благодеяний от божественнейшего Давида; но воздать благодетелю своему добром не хотел, а блаженный Давид подражал в благодеяниях Владыке, повелевающему солнцу своему восходить на злых и добрых.

Лопухин А.П.

Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 21–22 Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся

В изречениях этих стихов заключается разъяснение и подтверждение того, что сказано выше, в стихах 16 и 17. Обладая часто и великим богатством, грешник не бывает доволен, а в постоянных стремлениях за приобретением еще большего старается захватить чужую собственность, иногда и не по праву, захватывает под видом займа, с тем чтобы потом не возвратить: заемлет грешный и не возвратит. К такой неправде побуждает его жадность, любостяжание, ненасытное стремление к большему обогащению и привычка к роскоши, по которой он ведет расходы свои с превышением доходов. Праведный же, наоборот, довольствуясь малым своим достатком, не расширяет и не увеличивает жизненных своих потребностей, а, удовлетворяя самые необходимые и существенные свои нужды, находит возможным уделять ближним и из малого и, являя свою щедрость, уподобляется тем Щедродателю всех Богу: праведный же щедрит и дает. За такую свою доброту и щедрость праведный сподобляется милости и благословения от Господа. По переводу с еврейского 22-й стих читается так: «ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся». Праведный, на котором почиет благословение Господне, наследует землю, т.е. получит в награду от Господа Царство Небесное, а грешники, которые беззаконной и неправедной жизнью раздражали Господа и тем низводили на себя проклятие Его, истребятся, погибнут.

Объяснение священной книги псалмов.