Толкования Пс. 44:8

Свт. Афанасий Великий

Возлюбил eси правду, и возненавидел еси беззаконие. Поелику естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе самом исправив cиe, внушить естеству человеческому — любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиною вочеловечения. Посему говорит: сего ради помаза Тя, Боже. Чего же именно ради? — чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие. Сего ради помаза тя, Боже, Бог Твой. Посему, говорит, намастил тебя, Боже, Бог Твой, — ибо «помаза» (εχρισεν) означает: «намастил» (ηλιψεν). Соприкасается же толкование этого места с вышеприведенным: возлюбил ecи правду.

Толкование на псалмы.


Если же по причине присовокупленного во псалме: «сего ради помаза тя Боже Бог твой», из речения «сего ради» заимствуют опять себе предлог к подтверждению своей мысли, то пусть дознают эти невежды в Писаниях и эти изобретатели нечестия, что и здесь опять слово «сего ради» означает не награду добродетели или дел Слова, но причину Его к нам пришествия и для нас совершенного на Нем помазания Духом. Не сказал Давид: «Сего ради помаза Тя, чтобы Ты стал Богом, или Царем, или Сыном, или Словом», сим и прежде сего был, и всегда есть, как это доказано. Но паче говорит: «Поелику Ты Бог и Царь, то «сего ради» и помазан, потому что не другому принадлежало привести человека к единению с Духом Святым, как Тебе, Отчему Образу, по Которому и вначале сотворены мы. Ибо Твой есть и Дух. Естество существ сотворенных недостаточно для сего, потому что и ангелы стали преступниками, и люди впали в преслушание». Для сего была потребность, чтобы Сам Бог (Слово же есть Бог) освободил ставших под клятвою. Посему если бы из не сущих был Он, то не был бы и Христом, Сам будучи Единым из всех и причастником. Но поелику Он – Бог как Божий Сын, Царь и вечен как Сияние и Образ Отца, то посему справедливо Он есть ожидаемый Христос, Которого Отец предвозвещает людям, открывая святым своим пророкам, чтобы как чрез Него сотворены мы, так в Нем совершилось для всех избавление от грехов, и Он царствовал над всеми. Такова причина совершившегося над Ним помазания и явления Слова во плоти. Сие – то прозревая, и псалмопевец, когда воспевает Его Божество и Отеческое царство, возглашает: «престол Твой Боже в век века: жезл правости жезл царствия Твоего»; а когда возвещает о пришествии Его к нам, говорит: «сего ради помаза Тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник Твоих».

А слова: «возлюбил еси правду, и возненавидел еси» неправду, присовокуплены во псалме не в обозначение, как вы опять думаете, изменяемого естества Слова, а напротив того, этим самым более дают разуметь неизменяемость Слова. Поелику естество существ сотворенных изменяемо, и, как сказано, одни преступили, другие преслушали заповедь, и деятельность их непостоянна, но нередко есть возможность ныне доброму впоследствии измениться и стать иным, а потому дотоле праведному через несколько времени оказаться неправедным, то опять была потребность в Неизменяемом, чтобы непреложность правды Слова люди имели для себя образом и примером в добродетели. Такое же разумение для здравомыслящих имеет основательную причину. Поелику первый Адам изменился и через грех вошла в мир смерть, то посему было прилично, чтобы второй Адам пребывал неизменным, и если бы снова стал нападать змий, то не имело бы силы обольщение этого змия, и по неизменяемости и непреложности Господа для всех немощным сделался змий в своих нападениях. Ибо как с преступлением Адамовым грех простерся на всех людей, так, поелику Господь стал человеком и низложил змия, такая же крепость будет переходить во всех людей, почему каждый из нас скажет «не неразумеваем умышлений его» (2Кор. 2, 11). Посему Господь всегда и по естеству неизменяемый, любя правду и ненавидя неправду, справедливо помазуется и Сам посылается, чтобы Ему, пребывающему одним и Тем же, прияв изменяемую плоть, как осудить в ней грех, так и сделать ее свободною, после чего можно уже было бы в ней и нам исполнить законную правду и прийти в состояние сказать: «мы несмы во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в нас» (Римл. 8, 9).

См. также Толкование на Пс. 44:7

На ариан слово первое.

Свт. Василий Великий

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

См. Толкование на Пс. 44:7

Свт. Иоанн Златоуст

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

См. Толкование на Пс. 44:7

Свт. Григорий Палама

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Он есть и Бог и Человек совершенный; Тот же Бог есть и помазующий и помазуемый. Потому что говорится: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой»: потому что как Человек, Слово помазывается от Бога Отца, и помазывается соприсносущным и единосущным Духом: потому что это и есть «елей радости»; посему, опять же, Он есть и Бог и Божественное Помазание и Помазуемый: потому что, если Он и помазуется, как Человек, но, как Бог, Он имеет в Себе источник помазания. Поэтому всех помазуемых от Бога, божественно видя, он и видел и предуказал их как причастников Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участия (в чем-то с другими), но – Самому быть Предметом участия для других и иметь причастниками радующихся в духе.

Омилия 60. На спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Свт. Кирилл Александрийский

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Так как, говорит, «Ты возлюбил» всегда «правду», ибо праведен Ты, Боже, не могущий никогда превратиться в противоположное, – «и возненавидел неправду» – всегда, ибо ненавидение зла есть свойство Твоей природы как правдолюбивого Бога; «посему помазал Тебя Бог» и Отец, ибо, имея неизменную правду как преимущество Своей природы, Ты никогда не можешь совратиться ко греху, которого не знаешь. Будучи таковым, Ты, бесспорно, сохранил в Себе, поскольку стал человеком, для человечества святое помазание от Бога и Отца, то есть Духа. Таким образом, Единородный стал подобным нам человеком, дабы в Нем и первом возвращающиеся блага и насажденная благодать Духа уже крепко сохранялись для всей природы (человеческой), так как Единородный и сущее от Бога и Отца Слово сообщает и нам неизменность Своей собственной природы, ибо человеческая природа, по причине осуждения в Адаме, не может быть постоянною и весьма склонна к изменчивости. Поэтому как в изменении первого (человека) урон благ проник во всю природу (человеческую), таким же, думаю, образом и в неведавшем изменения должно сохраниться для всего рода (человеческого) приобретение постоянства Божественных даров.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.

Блж. Иероним Стридонский

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Немало удивляюсь, почему Аквила не перевел, как начал в первом стихе, звательным падежом, а не именительным, называя два раза Богом Того, Кто помазал вышесказанного Бога. Этим местом Фотин опровергается; но Арий поднимает голову, приводя свидетельство из Евангелия: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Но когда слышит, что Он, Возлюбленный, опоясан мечом по бедру и царствует ради истины и кротости; помазан ради любви к правде и ненависти к неправде, и помазан паче причастник Своих, о которых писано: Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14), — удивляюсь, почему в хулу Богу называет он Бога престолом, как будто все сказанное приличествует Божеству Слова, а не уничижению человеческому. Пусть слушает Деяния апостольские: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (Деян.10:38). Пусть слушает Евангелие: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35). Пусть почувствует Самого Господа, гремящего: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня (Лк. 4:18). Причастниками называет апостолов и верующих, которым Он дал имя от Своего помазания, так что от помазанного они называются помазанными, от Христа— христианами.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма.

Блж. Феодорит Кирский

«Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя Боже Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Или, по переводу Симмаха: «паче друзей Твоихъ». Причастники же Христовы, и друзья и братья по человечеству суть уверовавшие. Так говорит и божественный Апостол: «причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим» (Евр.3:14); и еще: «яко быти ему первородну во многих братиях» (Рим.8:29). Так и всесвятым Духом помазан Христос не как Бог, но как человек; потому что как Бог единосущным имеет Духа; а как человек приемлет дарования Духа как некое помазание. Так и правду возлюбил и возненавидел беззаконие. Ибо это есть дело сердечнаго произволения, но не естественной силы. А как Бог, жезлом царствия имеет жезл правости.

Евфимий Зигабен

Возлюбил ecи правду и возненавидел ecи беззаконие.

Беззаконием Давид называет здесь неправду, как противоположную правде. Впрочем правду относит ко Христу, в особенном значении, поелику Он имеет судить всех людей и воздать каждому по делам его.

Слова Вел. Василия: Прочие люди трудом, подвижничеством и внимательностью часто достигают расположенности к добру и отвращения от зла, а у Тебя естественное сродство с добром и устранение от беззакония, но и нам не трудно, если пожелаем возыметь любовь к правде и ненависть к беззаконию.

За сим опять обращает слово к Христову человечеству и говорит:

Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих.

Причастниками или соучастниками называются имеющие что либо общее. А одно и тоже со Христом имеют и получают имя Его, называясь помазанниками, все цари (и пророки и священники), ибо и они называются христами, потому что помазались. Но царей помазывали пророки приготовленным на то нарочно и чувственным елеем в знак возведения их на царство: а Тебя, Боже, особенным образом помазал в царя Бог Твой, то есть, Отец: ибо Я (говорит Он сам) поставлен от Него (от Отца) царем (Псал. 2,6); притом не чувственным елеем, но помазанием радости. Ибо как мы, когда слышим о мече Божием и луке и стрелах и другом подобном, не разумеем их чувственно и грубо, но разумеем действие их: так и теперь слыша об елее, мы разумеем помазание елеем; а помазание елея есть наитие Святого Духа. Ибо радостотворен Святый Дух. Помазание во Христе было всецело, а не частно, потому что Дух Святый был полон в полном Христе, а не частный какой либо дар в Нем, как в других простых духоносных людях. Почему и в том различается Христос от других святых; так как они имели частные дары Св. Духа; а Христос имел все дары, как Бог и человек.

Слова Златоуста: Другой говорит: На сие—то и помазал Тебя, чтобы Ты, говорит, мог совершить все сказанное—отвергнуть беззаконие, насадить правду, сделать все то, что Ты сделал. С Златоустым согласны и богословы, которые доказывают, что личное соединение Бога—Слова с человечеством, (называемое помазанием) не было наградою за дела Христовы, ибо оно есть начало всякой награды, а не последствие и производство награды. Почему и Kopeccий говорит: Итак Единородный чрез соединение принял всю благодать и во первых дар—не подпадать греху, во вторых быть благоугодным Богу; ибо не чрез приобретенную упражнением благодать входил в содружество с Богом, хотя, по словам Василия, Феодорита и Златоуста при изъяснении слов: помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более всех соучастников твоих, за соединением и сие последовало. Итак по разумению богословов, в сих словах находится оборот переложения, называемый первопоследним, имеющий смысл такой: помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих, посему Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Ибо говорит: прежде нежели, мог понимать и избрать злое, Он избрал благое. Ибо прежде, нежели отрок понял добро, или зло, отверг зло и избрал добро (Ис. 7,15). Василий также: помазал более соучастников Его, то есть преимущественно пред всеми соучастниками Христовыми. Ибо им давалось частное некое причастие Духа, а когда на Сына Божия снизшел Дух Святый; то, как говорит Иоанн, и пребывал на нем. Слова Богослова Григория: Христовым, говорит, называется, по причине своего божества; ибо сие помазание человечества не действием своим освящает его, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. Почему и следствием сего (помазания) то, что помазующее именуется человеком и помазуемое—Богом. К сему можно присовокупить и из Златоуста: когда ж помазан Христос? Когда Дух пришел на Него в виде голубя. А понимается это так: что тогда только открылось людям, что Он есть Христос Сын Божий, бывший до сего невидимым; потому что Господь был Христом (помазанником) с самого зачатия, по причине, как сказано, помазавшего Его Божества. И Феодорита: Соучастники же Его, и други и братья по человечеству суть уверовавшие (в Него). Так и Апостол говорит: ибо мы сделались причастными Христу, если только начатое бытие (житие) удержим твердо до конца (Евр. 3,14).

Еп. Ириней (Орда)

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих

Поэтому (сего ради), так как Он засвидетельствовал таким образом любовь к правде и ненависть ко греху, Бог (и по человеческой Его природе в Вознесении) осчастливил Его высокою славою, высочайшим блаженством (елеем радости), даровал Ему царскую власть над небом и землею, и тем возвысил Его над всеми Его братьями, над всеми людьми (причастник) (ср. Флп. 2:8-10).

Помаза Тя, Боже, Бог… Человеческая природа Христа в Вознесении была помазана, сделалась участницею высочайшей радости и блаженства (елей радости); но эта человеческая природа соединена была с божественною; не человек, но Богочеловек был помазан Тот, Кто был личный Бог. Известно, при радостных пиршествах обыкновенно помазывали гостей (Пс. 22:5; Ам. 6:6; Лк. 7:38), или они сами помазывались; поэтому помазание маслом служит знаком радости (Мф. 6:17). Помазать мессию здесь – ввести Его на пир вечной жизни, сделать Его участником этой радости паче причастник, больше чем Его братья; и мы некогда, как братья Христа (Евр. 2 и д.), будем прославлены подобно Ему, но не одинаково, ибо мы не Богочеловеки, а люди обожествленные; поэтому Христос помазан паче причастник. Поелику излияние елея на голову царей было символом передачи им божественной власти, то помазание здесь, кроме допущения к радостям и наслаждениям вечной жизни, может означать также облечение царскою властию над небом и землею (Евр. 1:2-3).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

Бог помазал на царство и предпочел этого царя за его любовь к правде «более соучастников». Такими соучастниками (с слав. причастниками, что очень точно) - конкурентами на престол после смерти Давида явился, напр., Адония, пытавшийся хитростью завладеть не ему предназначенной короной царя. «Помазал Бог» - указывает на древний обычай возливания на голову избираемого царя елея через пророка. Это помазание служило внешним знаком, указывающим на законность избрания и на пользование особенными, соответствующими новому положению, правами.

Прот. Григорий Разумовский

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих

См. Толкование на Пс. 44:7