Толкования Пс. 46:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, о сынех Кореовых. Псалом

Содержание: Псалом воспевается от лица святых Апостолов, которые увещевают язычников, при победе одержанной над ненавистными демонами, как бы скакать, ходя в добрых делах.

Толкование на Псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец, о сынех кореовых, псалом

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец, о сынех кореовых, псалом

И этот псалом предсказывает спасение всех народов, и предвозвещает победу над врагами.

Евфимий Зигабен

В конец, о сынех кореовых, псалом

Этот псалом надписан: «в конец» потому, что пророчества, содержащаяся в нем, относятся к концу, как мы неоднократно замечали это. Псалом сей пророчествует также о непобедимой силе евангельской проповеди. Выражение: о сынах Корея — мы изъяснили в предшествующем сему псалме, который имеет такую же надпись, как и сей. В этом псалме нет ни одной сокровенной мысли, но все понятия, излагаемые в нем, ясны и удобовразумительны. Давид пророчествует в сем псалме от лица Апостолов, по изъяснению Афанасия, Кирилла и Феодорита, которые, быв благоуспешны в проповеди, и, обращая многих к вере, от преизбытка своей радости повелевают и народам, к которым они посланы от Спасителя Христа, радоваться о том, что и они сделались наследием Божиим.

Еп. Ириней (Орда)

В конец, о сынех Кореовых, псалом

На основании ст. 6 (ср. Числ. 10:35-36; 2 Цар. 6:15 и д.) многие считали этот псалом песнью, которую воспевали во время перенесения ковчега завета или при Давиде на Сионе, или при Соломоне, в храм, или же при возвращении кивота после победы над языческими народами. По нашему мнению, эту песнь воспели торжествующие победители после чудесной победы Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго пред возвращением в Иерусалим (сыны Кореовы были тогда в войске; 2 Пар. 20:10). Упомянутые языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Господь предоставил им в особенное наследие (ст. 5, ср. 2 Пар. 20:11); но они сами понесли постыдное поражение, причем весьма ясно открылось, что Иегова есть страшный Бог и Господь над язычниками. Если справедливо, что и после времен Давида брали на войну кивот завета, то ст. 6, несомненно, можно относить к возвращению кивота завета на Сион (взыде Бог, т.е. на гору Сион), после упомянутой победы Иосафата; но сомнительно впрочем, чтобы и в это время кивот сопровождал войско на войну.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, о сынех кореовых, псалом

Надписание этого псалма то же, что и предыдущего 45-го псалма, за исключением слов: о тайных, которых нет в надписании сего 46-го псалма. И объяснение слов: в конец, о сынех Кореовых, псалом – должно быть то же самое, какое дано словам псалма предыдущего. Почти одни и те же мысли и чувства составляют содержание обоих этих псалмов, равным образом и по характеру изложения оба псалма имеют большое сходство между собою. Можно думать, что одно и то же историческое событие послужило и поводом к составлению того и другого псалма. Именно, торжествующие победители воспели сей псалом, как победную песнь (равно как и предыдущий 45 псалом), после чудесной победы царя Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго до возвращения в Иерусалим. Упоминаемые в надписании сыны Кореевы, вместе с сынами Каафовыми, поставлены были для пения и для прославления Господа Бога на музыкальных инструментах, и они шли впереди вооруженного войска и пели особые составленные на этот случай псалмы (2 Пар. 20:19, 21, 28). Псалмы эти: 43–48, те самые, которые в надписаниях своих обозначены именем сынов Кореевых. А потому совершенно основательным нужно признать мнение тех, которые считают богодухновенным составителем этих псалмов кого-либо из тех же певцов, потомков Корея. Вышеназванные языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Сам Господь предоставил им в особенное наследие (ст. 5; 2 Пар. 20:11), но они сами понесли постыдное поражение, причем весьма ясно открылось, что Иегова есть Бог страшный и Господь над всеми язычниками.

Объяснение священной книги псалмов.