Толкования Пс. 47:4

Свт. Афанасий Великий

Бог в тяжестех Его знаем есть, егда заступает и

Под этими тяжестями можно разуметь великих и именитых обитателей града Божия, имеющих в нем первенство.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и

См. Толкование на Пс. 47:1

Свт. Иоанн Златоуст

Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «познан». Третий (Симмах): «Бог в царских чертогах его будет познан в крепости». Четвертый (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «Бог в тягостях его познан в избавлении его».

Пророк возвещает достоинство, славу, венец этого города словами: «город Царя Великого». Потом, показывая, почему он есть «город Царя Великого», прибавляет: «Бог в жилищах его ведом, когда защищает его», Который являет великое о нем промышление, спа­сает его всего со всех сторон, печется о нем не только в совокупности, но и о каждом доме его промышляет. Нам Он известен и без этого, но врагам Он показал силу Свою и таким образом. Так, когда на Езекию напали толпы варваров и окружили весь город, как бы сетью, то отступили от него, оставив после себя множество мертвых (4 Цар. 19). Многие и другие враги приступали к нему и удалялись с бесчестием. Все это, говорит пророк, совершено промыслом Божиим и сделало этот город славным, и он сталь велик, не потому, что славен, но потому, что прославился таким образом.

Беседы на псалмы. На псалом 47.

Блж. Феодорит Кирский

Бог в тяжестех [в «тяжестех» по греч. ἐν ταΗς βάρεσΗν - в домах, или чертогах] Его знаемь есть, егда заступает и

На всей земле и на море Церковь одна; почему и в молитве говорим: «о святой и единой, вселенской и апостольской Церкви от пределов и до пределов вселенной». Но и разделяется она также по городам, селениям и весям, которыя пророческое слово наименовало «тяжестями». Как всякий город имеет внутрь себя много отдельных домов, однако же именуется одним городом: так и церкви тьмочисленны и даже безчисленны и на островах и на твердой земле; но все вместе, соединяемыя согласием истинных догматов, составляют одну Церковь, – и в них то, сказал Пророк, является Бог всяческих подающим помощь Свою. «Бог в тяжестех Его знаемь есть, егда заступает и». Потом предсказывает будущия востания на Церковь, и обращение врагов.

Евфимий Зигабен

Бог в тяжестех его (важных домах) знаем есть, егда (поскольку) заступает и

Мы сказали в замечании на слова: «от тяжестей слоновых» в 44-м псалме, что тяжестями называются великие башни, высокие и издали видимые здания, строящиеся при городах. Здесь под таковыми должно разуметь знаменитый Иерусалимский храм, в котором обитая Бог является священникам, когда во время брани желает им помочь. Давид сказал это в похвалу Иерусалиму. Таинственно и в высшем смысле под городом разумеется жизнь находящихся везде христиан. По Феодориту, он один, по причине единения в вере, и по причине одного благочестия у них. Важные или дома суть находящееся по местам храмы, или церкви, в которых является Христос, когда во время гонения вспомоществует христианам и защищает их. Надобно знать, что церковь, состоящая из верующих, называется и одною и многими, одною, по одной вере и благочестию, как мы сказали прежде, многими—по многим храмам, или домам Божьим, находящимся в многоразличных местах, подобно тому, как и всякой город, хотя имеет много отдельных домов, но называется одним городом, по словам Феодорита.

Некто говорит, что важные в церкви суть апостолы, учители святых церквей, руководители к таинствам и великие избранные и отличные в церкви, в которых, как важность, высокие и крепкие столпотворения добродетелей. В сих то и таковых познается Бог, как заступник и спаситель их от искушений (у Никиты).

Прибавление из Феодорита: Посему в молитве мы говорим о святой единой соборной и апостольской Церкви, находящейся от концов до концов вселенной.

Лопухин А.П.

Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и

Все жилища этого города находятся под защитой Господа и в них (жилищах) знают, что Он - их Заступник.

Прот. Григорий Разумовский

Бог в тяжестех его знаем есть, егда заступает и

В тяжестех (от слова «тяжесть», греч., значит «храм, большой дом, дворец») его, т.е. в чертогах его (Иерусалима, града Царя Великого), в больших каменных зданиях, в храмах, которые называются на славянском языке, в переносном значении, тяжестями, так же как на русском они называются недвижимостью. Слова этого стиха в переводе с еврейского читаются так: «Бог в жилищах его ведом как заступник». Это же другими словами можно выразить еще так: обитатели домов града Божия знают Бога, признают, что Он спас город (заступает и). Преосвященный Порфирий перевел: «Бог с решетчатых кровель его дает Себя знать после защищения его», и при этом сделал примечание такое: «Разумей прославление Бога людьми, стоящими на плоских крышах домов за решетчатыми балюстрадами».

Объяснение священной книги псалмов.