Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы
Содержание: И этот псалом воспевается от лица святых Апостолов, которые описывают гонения за проповедь и одержанные при этом победы.
Толкование на псалмы.
Ст. 1-4 Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы. Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя великаго. Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и
Повелев же всем петь разумно (Пс.46:8), Пророк переходит словом к более возвышенному состоянию, предметом песни соделав «вторый» день «субботы». А день сей, если смотреть на него по первоначальному устроению мера, есть приуготовление неба и тверди и отделение пренебесных вод от наземных. Если же обратишь взоры к Евангелию, то подлинно он уготовал нам небо; потому что небо называет Бог твердью; а Павел представляет себе утверждением веру во Христа. Ибо тогда подлинно созидается для нас по вере небо, когда прошла печаль субботы, и соделалась для нас верною тайна «нареченного Сына Божия в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Господа нашего» (Рим. 1: 4), Который подлинно «велий Господь и хвален зело», и что еще по порядку содержит в себе псалом, и этот Божественный град, который именуется у Пророка «горою благокоренною, радованием всея земли – горами сионскими», о котором наипаче повествуется всего более чудное, что бывший некогда «ребрами северовыми» ныне стал «градом Царя великого», и что «Бог в тяжестех его знаем есть» (Пс. 47:4), чем ясно указуется в слове на то чудо, какое видим в Церкви. Ибо северный край земли мрачен и холоден, всегда остается не освещенным и лишенным солнечных лучей. Посему-то сопротивная сила разумеется под именем севера.
Итак, тот же город, который некогда находился на севере и был ребром его, переведенный из жизни темной и холодной, соделался градом Божиим и местопребыванием царского жилища. «В тяжестех его знаем есть Бог». Тяжестями же Пророк называет объем зданий, построенных в виде четвероугольников, которыми гадательно означаются твердые и высокие столпоздания добродетелей, усматриваемые в душах святых, так как только в держащихся такого образа жизни познается Бог.
О надписании псалмов.
Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы
И сей псалом также предвозвещает туже победу и крепость града Божия.
Псалом песни, сынов Кореовых. Вторые субботы (понедельник)
Что значит псалом песни, мы сказали прежде в предуведомлении о книге (гл. 4). Там же мы объяснили и то, что значит: сынам Корея (в гл. 5). Второй субботний (понедельник) означает тот день, в который пет был настоящий псалом; ибо евреи субботою называют всю седмицу. Этот псалом содержит благодарение от лица иудеев за избавление их от Вавилонского плена и возвращение их в отечество —Иерусалим. Он приличен и тем христианам, которые, освободясь от работы идолам, возвратились к Богопознанию.
Афанасий говорит, что этот псалом поется и от лица апостолов, повествующих о претерпенных ими гонениях за проповедь и одержанных ими победах.
Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы
Псалом этот мог быть написан по тому же самому поводу, что и псалом 46; только последний пели уже на поле сражения, а Пс. 47 после возвращения в храме Иерусалимском (ст. 10). Цари (ст. 5 – этим множественным числом и некоторыми другими обстоятельствами затрудняется приспособление псалма к нашествию Сеннахерима) аммонитян, моавитян и сеиритян при Иосафате дошли до Фекуи, откуда они могли видеть Иерусалим, который имели в виду разрушить; но едва только они взглянули на город, как по действию божественному среди их произошло междоусобие, и они истребили друг друга (ст. 6-9); ср. 2 Пар. 20:28, так что войско Иосафата нашло одни только трупы. Возвратившись с поля, усеянного неприятельскими трупами, израильтяне собрались в храме (2 Пар. 20:28), чтобы возблагодарить Господа за чудесное спасение города; псалом наш есть благодарственная песнь.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Псалом песни, сынов Кореовых. Вторые субботы
Таково надписание псалма этого. Последних слов: вторыя субботы нет ни в еврейском подлиннике, ни в Экзаплах Оригена, и когда они внесены в некоторые списки перевода LXX толковников, ясного указания на то нигде нет. Так как у евреев вся седмица дней недели называлась нередко субботой, как и у нас она называется неделей, то словами вторыя субботы обозначается второй день седмицы, по нашему – понедельник, в который псалом этот установлено было петь в ветхозаветной Церкви, вследствие чего, можно думать, и приложены эти слова к надписанию псалма. Остальная часть надписания та же, что и у предыдущих четырех псалмов, и имеет, конечно, то же значение. Есть, впрочем, особенность в этом надписании псалма, именно та, что он надписывается псалом песни, а не просто «псалом», и это, по мнению Е. Зигабена, означает то, что пение этого псалма соединялось с аккомпанементом музыкальных орудий [7, с. 14]. Содержание этого псалма сходно с содержанием предыдущих двух псалмов (45 и 46): в нем благодарственно прославляется чудесная защита города Божия от разорения его, на которое покушались союзные народы – аммонитяне, моавитяне вместе с другими. Это же обстоятельство, без сомнения, было причиной, или поводом, к составлению этого псалма одним из певцов – потомков Корея.
Объяснение священной книги псалмов.