Толкования Пс. 48:21

Свт. Василий Великий

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Это голос сожалеющего. Человек, «малым чим умаленный от Ангел» (ср.: Пс. 8, 6), о котором и Соломон говорит: «Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость» (Притч. 20, 6), сей человек, оттого что не сознал своего достоинства, но покорился плотским страстям, «приложися скотом несмысленным и уподобися им»!

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

См. Толкование на Пс. 48:20

Беседы на псалмы. На псалом 48.


Одаренный, говорит, разумом и удостоившийся такой мудрости стал похож на бессловесных, а может быть, и хуже их. Те (бессловесные), как существа неразумные, не подвергнутся наказанию; а одаренный разумом, если унизится до их неразумности, потерпит тяжкое наказание за то, что оказался непризнательным к такому благодеянию. От этого, наконец, (язычники) назвали богами и камни и деревья и обоготворили эти видимые стихии: раз уклонившись с прямого пути, они пошли по стремнинам и низринулись в самую бездну порока.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 7.

Свт. Григорий Нисский

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Великий Давид, сожалея о бедности человека, такими словами оплакивает человеческое естество: Человек в чести сый не разуме, называя честью равночестие с ангелами; поэтому продолжает: Приложися скотом несмысленным, и уподобися им. Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения.

Об устроении человека.

Блж. Феодорит Кирский

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие.

Евфимий Зигабен

И человек в чести сый не разумы, приложися скотом несмысленным, и уподобися им

В этих словах пророк еще раз высказывает свою скорбь на то, что человек, который вышел из рук Творца, мало чем ниже ангелов, и о котором Соломон сказал так: «великое—человек и ценное—муж милостивый»,— сравнялся с неразумными скотами и сделался подобным этим скотам.

Еп. Ириней (Орда)

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

См. Толкование на Пс. 48:20

Прот. Григорий Разумовский

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Окончив слово о нечестивых безумцах, надеющихся на тленное земное богатство и стремящихся к скоропреходящей славе, пророк в заключение повторяет то же самое, что сказал в стихе 13, именно: обращаясь ко всем вообще людям, в скорби сердца говорит, что человек, так богато одаренный от Бога, малым чем поставленный ниже ангелов (Пс. 8:6), почтенный пред прочими животными образом Божества (Быт. 1:26), бессмертием души, разумом, свободною волей и властью над всеми земными тварями, не уразумел сей великой чести, но приложился к скотам несмысленным и в своей жизни уподобился им. Потому что он не проникся мыслью и желаниями к небесным, духовным благам, а устремился, подобно тем бессловесным и неразумным животным, к земным и тленным сокровищам и поработился плотским страстям, забыв или не уразумев, что все земное в свое время отымется от нас: здравие и красота телесная обратятся в тление, «прейдет образ мира сего» (1 Кор. 7:31), погибнут его слава и богатство, великолепные здания и богатые утвари останутся по эту сторону нашего гроба; «ничего мы в мир сей не внесли, ничего и не возмем с собою» (1 Тим.6:7), «наги вышли из чрева матери, наги и отыдем» (Иов. 1:21). Но красота душевная, пусть уразумеет и помнит это всякий человек, – слава и доброта внутренняя, богатство душевное не оставят нас и за пределами этой жизни, дела, по уверению тайновидца Иоанна, «пойдут вслед за нами» (Откр. 14:13) в неизмеримую вечность как споручники славы или осуждения. И не только дела, но и самые слова последуют за нами в вечность. Тогда как всякое праздное слово будет, по слову Господа, судить человеков в последний день (Мф. 12:36–37), всякое слово благое, слово назидания и утешения не пропадет в воздухе, но неизгладимыми буквами напишется в книге живота и послужит к оправданию в День Судный. Блажен кто посвящает жизнь свою не на праздность и суету, а на дела благие, не теряя из вида своего высокого достоинства – человека, в чести сущаго.

Объяснение священной книги псалмов.