Толкования Пс. 49:2

Свт. Афанасий Великий

Ст. 2-3 От Сиона благолепие красоты Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна

От Сиона блaгoлеnиe красоты Его. Бог яве приидет. Говоря: от Сиона, дает разуметь первое, а говоря: яве — второе пришествие. В первое Свое пришествие и славное богоявление молчал Он, судимый человеками, и не открывал явно Божества Своего. Во второе же Свое пришествие придет не скрытно, как в первое, но яве, и, как сам Он говорит, подобно молнии, проходящей от востока и до запада (Мф. 24,27). Яве приидет и не премолчит, но обличить грех мира. Если же Бог приидет яве, а Христос есть Бог, то конечно речение «яве» указует на плоть. Огнь пред Ним возгорится, чтобы предать огню достойных его за свое нечестие. Это подобно сказанному: река огненная течаше пред Ним. Ибо тоже самое видел и блаженный Даниил, который говорит: река огненная течаше пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан. 7, 9-10). А огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный свет, которого образом был огненный столп, предводивший израильтян ночью, или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму, подобно мысленному огню вложив в нас причастие Святого Духа. Ибо сказал: огнь приидох воврещи на землю (Лк. 12,49). И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову, крещаемся мы о Христе Духом Святым и огнем (Лк. 3,16). Некто же и из пророков сказал: Той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато (Мал. 3,2-3), потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. На это не принесло ни малой пользы иудейской Синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша (Иер. 6,29).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

От Сиона благолепие красоты Его

Это изречение заключает в себе нечто и пророческое и историческое, потому что и в ветхом завете отсюда же было благолепие Его. Храм, святое святых, все богослужение и учреждение ветхозаветного законодательства, множество свя­щенников, жертвы; и всесожжения, священные песнопения и псалмы, и все прочее отсюда; и образ будущих благ там же был предначертан. Когда наступило время придти истине, то опять она там же открылась в начале. Оттуда воссиял крест; оттуда бесчисленные благодеяния. Вот почему Исаия, описывая закон нового завета, говорит: «от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис.2:3). Сионом он называет здесь целую страну и город, лежащий в ней, столицу иудеев. Оттуда апостолы, как бы­строногие кони из какой-нибудь ограды, были посланы во всю вселенную; оттуда они начали совершать знамения; там было воскресение и вознесение (Христово); там – преддверие и начало нашего спасения; там первоначально стали возвещаться неизре­ченные догматы; там прежде открылся Отец, познан Едино­родный Сын, дана такая благодать Духа; там апостолы начали проповедь о бестелесных предметах, о дарованиях, силах и обетовании будущих благ. Все это представляя, пророк назы­вает «красотою Его», потому что благолепие и красота Божия есть Его благость, человеколюбие и благотворение всем.

Беседы на псалмы. На псалом 49.

Блж. Феодорит Кирский

От Сиона благолепие красоты его

Он самый на Сионе явил Свое благолепие и Свою красоту, приял спасительныя страдания, и в изъясненных псалмах назван красным добротою паче сынов человеческих.

Евфимий Зигабен

От Сиона благолепие красоты Его

Как эти, так и следующие за ними слова (ст. 3) суть вставочные в настоящем псалме; они содержать пророчество. В приведенных выше словах заключается та мысль, что как в древности на Сионе был храм Бога—Отца, который являлся красотою и славою Его божества; так впоследствии как бы от Сиона произойдет храм Сына Божия, который также точно явится красотою и славою обитающего в нем божества Его. Под красотою должно разуметь здесь божественное достоинство Господа, так как ничто не может быть прекраснее этого.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 2-3 От Сиона благолепие красоты Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна

Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать закон (Втор. 32:2), так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего (Пс. 67:7), чтоб изъяснить и подтвердить этот закон; Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве); Он идет как Бог завета (Бог наш), чтобы изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне (Исх. 19:18) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем (огнь поядаяй Евр. 12:29) Своего закона (ср. Исх. 20:20).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

От Сиона благолепие красоты его

«С Сиона, который есть верх красоты». - Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь.

Прот. Григорий Разумовский

От Сиона благолепие красоты его

См. Толкование на Пс. 49:1