Толкования Пс. 49:3

Свт. Афанасий Великий

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна

См. Толкование на Пс. 49:2

Свт. Иоанн Златоуст

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна

Видишь, как он постепенно прояснеет речь, раскрывает сокровище, бросает светлейший луч: «Бог явно, – говорит, – придет». Когда Он приходил не явно? Когда? В первое Свое пришествие. Тогда Он пришел без шума, для многих оставаясь неизвестным и долго не открываясь. Что я говорю – для многих, когда и сама Дева, носившая Его во чреве, не знала (всей) неизреченной тайны, и братья Его не веровали в Него, и мнимый отец не думал видеть в Нем ничего великого?

Но что я говорю о людях? И сам диавол не знал Его, потому что если бы он знал, то не спрашивал бы Его спу­стя столько времени на горе: «если Ты Сын Божий», – сказав это один, два и три раза (Мф.4:3, 6). Потому и Иоанну, который начинал открывать Его, Он сказал: «оставь теперь, т.е. умолчи теперь, потому что еще не пришло время открыться тайне до­мостроительства; Я хочу еще скрываться от диавола; умолчи же, ибо так надлежит нам» (Мф.3:15). Также сходя с горы, Он повелел не сказывать никому, что Он – Христос (Мф.17:9). Тогда Он приходил, как пастырь, найти заблудшую овцу и уловить одичавшую добычу, почему и прикрывал Себя. Как врач не вдруг показывает себя страшным больному, так и Он хотел открыться не в самом начале, но мало-по­малу и постепенно. Вот почему тот же пророк, изображая тихое пришествие Его, сказал впоследствии: «сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю» (Пс.71:6). Он при­шел не с шумом, не производя смятения, не колебля земли, не метая молний, не потрясая неба, не посылая множества анге­лов, не расторгая тверди и не сходя на облаках, но мирно носимый во чреве Девы в течение девятимесячного времени, рождается как сын плотника, полагается в яслях и бед­ных пеленах, терпит гонение и бежит с матерью в Еги­пет. Потом, по смерти беззаконника, возвращается, ходит то туда, то сюда, по виду как один из обыкновенных людей, имея бедную одежду и скудную пищу и постоянно путешествуя, так постоянно, что даже утомляется на пути. А после Он при­дет не так, но столь явно, что пришествие Его даже не бу­дет иметь нужды в провозвестнике. Поэтому Он Сам, по­казывая очевидность своего будущего пришествия, говорил: если услышите: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:26–27); оно само покажет себя и возвестит о себе. И с молнией бывает то же: мы не имеем нужды, чтобы кто-нибудь возвещал о ней; но как скоро она является, то и делается видимою для всех, и в одно время для всех. Так и Па­вел говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Сол.4:16). Так и пророк видел Его несомым на облаках, реку, теку­щую пред Ним, страшное седалище и неумолимый суд (Дан.7:9). Тогда будет время суда и осуждения; поэтому тогда Он явится уже не как врач, но как судия. Таким образом Даниил видел и престол Его, и реку, протекающую пред Его седалищем, и все это являлось ему огненным, и колесница и колеса. А вначале, при первом Своем пришествии, Он не являл ничего такого, ни огня, ни реки, ни чего-нибудь другого подобного, но тогда были ясли, гостиница, хижина и бедная мать. С другой стороны пророк выражает здесь Его непре­ложность и неизменяемость. Так как он сказал, что Се­дящий на престоле имеет волосы чистые, как волна, и одежду белую, как снег, то, чтобы ты разумел не волосы и одежду, а чистоту и светлость, он представляет все в огне. «Огонь пред Ним возгорится и вокруг Его сильная буря». Такими подо­биями и этот пророк выражает непреложность, неизменяе­мость, светлость и неприступность Божию. Он не ограничи­вается только огнем, но, желая показать силу Его наказания, присовокупляет: «сильная буря». Словом: «буря» (cataigìV) называется или тяжелая глыба снега, которая увлекает и ниспровергает все ей встречающееся, или сильное стремление ветра, которое производит то же самое и бывает невыносимо для идущих ему навстречу. Желая выразить тяжесть этого наказания, он и употребляет такие сравнения.

Беседы на псалмы. На псалом 49.

Блж. Феодорит Кирский

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна

«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит». Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво.

«Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна». Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: «река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь» (Дан.7:9–10).

Евфимий Зигабен

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит

В этих словах содержится пророчество о втором пришествии Христовом. В первое свое пришествие Иисус Христос явился на земле тайно, так что сам диавол не знал его; ибо, если бы он знал, то не спрашивал бы Господа, когда они были на горе: аще Сын ecи Божий. Во второе пришествие Господь приидет напротив явно на землю вместе с силами и славою многою. Тогда Господь приходил в образе раба, подобно ловцу, который имел своею целью уловить некогда возмутившегося против Бога диавола; во второе свое пришествие Он приидет напротив как Судия всей твари. Яко же бо молния исходит от восток, говорит Писание, и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого (Матф. 24,27). Это второе пришествие Господне будет для всех и страшным и явным. Выражение не премолчит значит тоже, что не потерпит потом во веки никакого нечестия.

Огнь пред Ним возгорится, и окрест (вокруг) Его буря зельна (сильная)

Этими словами псалмопевец предрекает, что явление Господа на земле во второе пришествие будет грозное и нестерпимое. Таким некогда созерцал это явление в своем видении и пророк Даниил: Река огненная течаше исходящи пред ним, говорится в его книге, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан. 7,9-10). Под бурею разумеется порывистое и сильное движение воздуха, которым будет сопровождаться тогда нисшествие Божие на землю.

Еп. Ириней (Орда)

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна

См. Толкование на Пс. 49:2

Прот. Сергий Терновский

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна

Огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна. Афан. Велик, Ст. 190. Огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный столп, предводивший израильтян ночью; или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму; подобно мысленному огню вложив в нас причастие Св. Духа. Ибо сказал: огнь приидох воврещи на землю (Лк. 12:49). И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову (Лк. 3:16), крещаемся мы о Христе Иисусе Духом Святым и огнем. Некто же и из пророков сказал: той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих, И сядет разваряя и очищая, яко сребро и яко злато (Мал. 3:2, 3), потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. Но ни малой не принесло сие пользы иудейской синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: оскуде мех от огня, испие олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша (Иер. 6:29). Ст. 6. Завещающие завет Его о жертвах. По Феодор.: соберите Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и других, которые приносили Мне законные жертвы и других завещавали; Я чрез них засвидетельствую, что жертвы закона уже отменяются и что полагается конец учению, которое было прилично младенцам; а собирает праведных потому, что они всегда знали, что кровавые жертвы спасают только верою во Иисуса Христа. Ст. 7. Небеса возвестят правду. Они возвестили сие чудесами при кресте и при разрушении храма Иерусалимского. Ст. 23. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое. Афан. разумеет о таинствах вообще, и особенно Евхаристии. Жертва хвалы, жертва бескровная прославляет Господа; ибо в ней мы вспоминаем и благодарим Господа за неизреченные благодеяния в творении, промышлении и искуплении бывшие, и в сей-то жертве Бог открывает путь, коим Он спасает человека; ибо дает верою видеть нам Единородного Сына Своего, за нас умирающего, и в оправдание наше воскресающего. Сие изречение получает более выразительности: псалмопевец хочет сказать, что не смерть тельцов спасает нас, но спасает единая жертва Господа нашего Иисуса Христа.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зелна

«Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря». Картина, напоминающая явление Господа в 17 Пс. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. «Сильная буря» - символ Его могущества.

Прот. Григорий Разумовский

Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна

В сих изречениях священные истолкователи псалма видят пророчество о втором и страшном пришествии Христовом на суд всего мира. Но пророчествуя о будущем, псалмопевец имел в виду прежде всего современное ему состояние иудейской Церкви, вызвавшее грозное пришествие к ней Судии Бога, которое он обставляет такими страшными явлениями, как непремолчание, или грозное слово Его, как возгорение огня и поднятие вокруг (окрест) Его сильной (зельной) бури, явлениями, подобными тем, какими сопровождалось дарование Закона на горе Синай. Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать Закон, так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего (Пс. 67:17), чтоб изъяснить и подтвердить этот Закон, Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве), Он идет как Бог Завета (Бог наш), Который с отцами народа израильского заключил Завет, по которому они обязались пребывать верными Ему, – идет, чтоб изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне (Исх. 19:18) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем («огнем поядающим», Евр. 12:29) Своего Закона (ср. Исх. 20:20). Подобными же чертами изображается, как у пророков, так и в Новозаветном Писании, второе пришествие Христово, которое будет для всех и страшным и явным: Он приидет как Судия всей твари и не премолчит, т.е. не потерпит уже никакого нечестия, как терпел и терпит до того грозного Суда. Тогда огнь пред Ним возгорится – огнь суда и гнева Божия, имеющий сожечь и очистить земные стихии (2 Пет. 3:10; Мф. 25:41), тогда будет и буря зельна, страшное смятение земли и все ужасы, предсказанные Самим Господом (Мк. 13:5–29). Таким страшным это второе пришествие Господне созерцал некогда в своем видении и пророк Даниил (Дан. 7:9–10).

Объяснение священной книги псалмов.