Толкования Пс. 49:14

Свт. Иоанн Златоуст

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя

Как? Без крови, – потому что такая жертва особенно достойна Бога. Поэтому, сказав: «принеси Богу, он прибавляет: жертву хвалы», т.е. благо­дарности, священных песнопений, прославления Его посред­ством дел. Смысл слов его следующий: живи так, чтобы прославлялся твой Владыка. Этому и Христос учил, сказав: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). «Хвала» есть не что иное, как похвала, слава, про­славление. Живи так, чтобы прославлялся твой Владыка, и ты принесешь совершенную жертву. Такой жертвы требует и Па­вел, когда говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1); и тот же пророк в другом месте говорит: «восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами» (Пс.68:31, 32). Такую жертву приносил Иов, когда, после ударов, превышавших природу человеческую, благодарил и говорил такие слова: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). «И исполни пред Всевышним обеты твои». Здесь пророк говорит о молитвах, чтобы мы постоянно пребывали в молитве и с поспешностью воздавали Богу то, что обещали. Хорошо сказал он: «исполни», потому что после обещания дело становится долгом. Так Анна отдала сына, как величайший долг (1Цар.1:28). Так и ты, если дашь обет милосердия, целомудренной жизни, или чего-нибудь другого подобного, спеши исполнить его. Если же кто выполнил в точности обещанное, то, хотя бы он и не давал других обетов, и для него обя­зательны дела добродетели. Внушая это, Христос говорил: «сделали, что должны были сделать», и при этом сказал притчу о рабе, которому назначена была самая малая работа, но по исполнении ее приказано не возлечь, а ходить и служить (Лк.17:7–10). И другой некто говорит: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни» (Еккл.5:3). Ты сделал обет? Исполни его, чтобы смерть, пришедши не воспрепятствовала. Но что, скажешь, мне до этого, когда я не властен в своей жизни? Потому-то и не следует медлить, что тебе неизвестна кончина, что ты не властен в своей жизни и смерти. Так, кажущееся оправдание служит обвинением. Не смерть бывает причиною неисполнения обета, но твоя запоздалость и медленность.

Беседы на псалмы. На псалом 49.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя

См. Толкование на Пс. 49:8

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 14-15 Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя

Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» (Пс.21:26). Поелику же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя»; то показывает наконец, в чем будет обличать.

Евфимий Зигабен

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя

Пожри (принеси в жертву) Богови жертву хвалы

Смотрите, как ясно открывает Господь народу своему, что богопочитание по закону Моисееву неугодно Ему и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия; ибо жертва, соединенная с хвалением Бога, дана впоследствии в удел именно христианам. Под хвалою разумеется славословие, или благодарение возносимое Богу. И мы, члены Христовой церкви, должны делать то и другое, т. е. и прославлять и благодарить Бога, как приведенные Им из небытия в бытие, как получившие от Него все, что служит к нашей пользе и наслаждению, как воспринявшие от Него свет истинного знания, как наконец вообще получившие столь великие и многоразличные блага от Господа.

И воздаждь Вышнему молитвы твоя

т. е. вознеси пред Вышним молитвы о твоем спасении, ибо ты должен так делать. Или же под молитвами разумеются здесь не молитвы в собственном смысле, а — те обеты, которые даны Богу, чтобы благоугодить Ему, как давали например, обеты иудеи, что они исполнят то или другое угодное Богу, как даем и мы свои обеты Господу, мы—рабы своему Владыке. Но истинно благоугождает Богу только тот, кто посвящает себя служению добродетели, и одно принесение животных в жертву не есть добродетель; почему и язычники за свои жертвы не почитаются людьми добродетельными.

Еп. Ириней (Орда)

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя

Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу, вот жертва, какой хочет Бог, и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. Жертва хвалы – здесь не благодарственная жертва, в противоположность жертве всесожжения, о грехе, преступлении, но внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую истинную жертву, будет ли это жертва умилостивительная, или благодарственная.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя

Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя

См. Толкование на Пс. 49:12

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 14–15 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя

Пожри значит: «принеси жертву». Изречениями этих стихов Господь Бог устами пророка дает понять народу Своему, какая жертва может быть Ему приятна. Если, говорит, хочешь благоугождать Мне жертвою, то пожри, принеси Богу жертву хвалы и вознеси пред Вышним (т.е. Богом) молитвы о твоем спасении. Под молитвами здесь разумеются собственные обеты (как и переведено это слово с еврейского: воздай Всевышнему обеты твои), которые даны Богу, чтобы благоугождать Ему, как давали, например, обеты иудеи, подтверждая завет свой с Богом (Исх. 19:8; Втор. 26:17) в том, что они исполнят то или другое угодное Богу, что они будут послушны Его повелениям (Втор. 23:21), как даем и мы те или другие обещания свои Господу, каковы, например, обеты православного христианина, даваемые им при крещении. Жертва хвалы – это не значит «благодарственная жертва», какая была у иудеев, в противоположность жертве всесожжения о грехе или преступлении, но означает вообще внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую жертву, будет ли то жертва умилостивительная или благодарственная. Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу и совершенная покорность Его воле – вот та жертва, какой хочет Бог (1 Цар. 15:22) и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. В словах пожри Богови жертву хвалы – Господь ясно открывает народу Своему, что богопочитание по Закону Моисееву, с кровавыми жертвами, не угодно Ему, и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия, и такое богопочитание установлено впоследствии в Церкви Христовой, которая «непрестанно (выну) приносит Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает, слышит его молитвы и избавляет его от скорби. Продолжая речь Свою чрез пророка, Господь как бы так говорит о сем: ты, Израиль, не только во дни благополучия и радости, но наипаче в день скорби должен ко Мне прибегать и на Меня возлагать всю надежду. Я избавлю (изму тя) тебя от всякой скорби твоей, а ты прославишь Меня жертвой хвалы и благодарения. И что говорит здесь и далее (в следующих стихах) Господь израильскому народу, все то в равной мере приложимо и к новому Израилю, народу христианскому.

Объяснение священной книги псалмов.