Толкования Пс. 49:16

Свт. Афанасий Великий

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя? Грешником называет здесь истолкователя божественных Писаний. И это подобно сказанному: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15,9). Ибо, если преступает он все заповеди, предан всякому пороку, и язык свой соделал льстивым, то для чего имеет в устах божественные Писания?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими

Видишь ли со­вершенную лиру, стройную цитру, издающую в различных звуках гармоническую песнь? Ту же мысль можно находить и у апостолов и у других пророков; и Павел также внушает, что тому нет никакой пользы учить других, кто предвари­тельно не научил самого себя. Так как иудеи превозносились и жертвами, и тем, что имели закон, и называли себя учите­лями других, то он доказывает, что они получают от того небольшую пользу, если сами остаются невеждами, и, сильно укоряя их, говорит: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим.2:21–23). Поэтому и о себе он говорил: боюсь, «проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27), низ­лагая гордость тех, которые превозносились красноречием, а сами были чужды добродетели. Ту же речь с другой стороны он обращает к иудеям, когда говорит: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон»; и еще: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:14, 13). И пророк говорит: «учители закона не знали Меня» (Иер.2:8); и еще: «лживая трость книжников и его превращает в ложь» (Иер.8:8). По­чему? Потому, что «аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время…; а народ Мой не знает определения Господня» (Иер.8:7). А этот пророк говорит, что не соблюдающий добродетели не только не получает никакой пользы, поучая других, но и сам лишается своего преимущества. Если в мирских судилищах погрешивший наказывается бесчестием молчания, то как, говорит, в общем училище может иметь голос тот, кто предан греху? Это училище гораздо важнее того судилища. Там осужденные получают наказания, а здесь все делается для того, чтобы согрешившие не наказывались, но покаянием исправляли грех. И в царских дворцах не мо­жет быть истолкователем царского слова никто из обличен­ных в развратной жизни. Для чего же ты «проповедуешь уставы Мои», и учишь других, тогда как сам делаешь противное, опровергая жизнью своею слова свои, и отвращаешь тех, кто хотел бы слушать тебя? Ведь ты не столько научаешь словами, сколько отвращаешь делами. Поэтому и Христос хвалит того учителя, который преподает совершенное учение и делами и словами: «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:19). Итак, пусть твоя жизнь чистым голосом научает тому же; тогда, хотя бы ты заградил свои уста, ты будешь провозглашать громче трубы не только для при­сутствующих, но и для находящихся вдали. Так небо возвещает славу Божию, не имея уст, не двигая языком, не испуская дыхания, но красотою вида располагая зрителя удивляться Соз­дателю. Что там на небесах – красота вида, тем же пусть будет в твоей душе добродетель. Если же ты, будучи сам осквернен и имея против себя множество обвинителей и, прежде всего собственную совесть, домогаешься занять кафедру учителя, то, когда станешь обличать пороки, будешь обличать не столько других, сколько самого себя. «И содержишь завет Мой устами твоими», – потому что сердце бывает чуждо плодов, происходящих отсюда, и уста движутся на­прасно и даже к осуждению самого говорящего. А если бы кто посмотрел в его душу, то увидел бы великую борьбу.

Беседы на псалмы. На псалом 49.

Прп. Антоний Великий

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими

Нам, имеющим у себя святые Писания и свободу, дарованную Спасителем, неприлично учиться у диавола, который не соблюл своего чина и изменился в мыслях своих. Посему-то Господь запрещает ему произносить изречения Писания: грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?

Житие.

Прп. Макарий Великий

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими

Действительно, если преисполняющийся гордыни от благородной изящности своих речей не приписывает Богу это благородство и дар ведения, считая их плодами собственного таланта и подвижничества, то Бог удаляет от такого человека (Своего) Ангела Промысла. А когда Ангел удаляется, то гордец становится одержимым супротивником (рода человеческого) и впадает в бесчинство. И это делается для того, чтобы бесчинство, уравнивающее его со скотами и собаками, изгнало гордыню, уподобливающую его бесам, а также для того, чтобы слова его, не засвидетельствованные целомудренной жизнью, перестали внушать (другим) доверие. В таком случае люди богобоязненные, естественно, будут избегать учения, исходящего из уст подобного человека, словно источника, полного пиявок. Тогда исполнятся слова Писания: «Грешнику же рече Бог: векую ты поведавши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?»

Собрание рукописей типа II. Беседа 54.

Прп. Симеон Новый Богослов

Ст. 16-17 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять

Кто не принимает к сердцу законов Божиих, тот ненавидит наказание и исправление, внушаемое словесами Господа, и затыкает уши свои, чтоб не слышать слова Божия, которое возвещает о будущем суде и воздаянии грешникам, или о неугасимом огне геенском и прочих муках адских, или о вечном осуждении, от которого не может уже убежать никто из тех, кои однажды подверглись ему. Кто не старается всеми силами иметь заповеди Божии всегда пред очами своими и соблюдать их, но, презирая их, предпочитает противное им и производит то в дело, тот завергает слова Божии вспять. Поясню это следующим примером. Когда Бог ясно повелевает: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф.4:17), и еще: подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24), а слышащий это не только не хочет каяться и понудить себя идти тесными враты, но проводит все дни жизни своей в великом нерадении, прилагая к прежним грехам каждый час другие, и тело свое покоит и утешает больше, чем потребно, и даже больше, чем пристойно, – что и служит признаком широкого и пространного пути, ведущего в пагубу, а не тесного и прискорбного, вводящего в живот вечный, то не очевидно ли, что таковый завергает вспять, то есть презирает словеса Божии, и творит свои хотения или, лучше сказать, хотения диавола? Да и святой Давид так изображает завергающего слова Божии вспять: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем, участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матере твоея полагал еси соблазн. Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс.49:18-22). Видишь ли, как таковый забыл Бога и достоин приять большее наказание, чем безбожники, совсем Бога не ведающие? Ибо познавши Бога, как говорит Апостол, он не как Бога славит Его, но паче поносит Его, делая дела диавола. Почему есть враг Божий, хотя и кажется вернейшим учителем божественных догматов и православного богословия. Впрочем, и это, чтоб таковый верно возвещал божественные догматы и богословствовал, невозможно.

Слова (Слово 10-е).

Прп. Исидор Пелусиот

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими

Пределы всякой дерзости, полагаю я, преступили те, которые не прилагают никакого попечения о доблестной жизни, но непрестанно препираются о догматах. Ибо заграждена была их дерзость не дверями и печатями, которые иной может и сокрушить, но Божиими словесами, которые гласят: грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Однако после этого простерли они дерзость до того, что не только входят в словопрения об оправданиях, отвергаемых ими с клятвою (что, может быть, было бы меньшее зло), но даже противоречат в том, что касается неизреченного и Пречистого естества. Посему посоветую таковым не терзать своими скверными и проклятыми устами того, что Божественно и едва уловимо для самых благоискусных, но обращать испытание на самих себя. Тогда, может быть, они сотрут с себя как-нибудь пятна, которые, вопреки долгу, сами на себя наложили.


Оскверненному не надлежит открывать уст и рассуждать — не говорю о догматах, — но даже и о чем–либо ином, пока он не очистит себя искренним покаянием. Ибо, если грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, то тем паче заградил Он уста тому, кто, находясь в таком состоянии, усиливается входить в исследование догматов, ибо догматы столько же выше оправданий, сколько небо выше земли и душа — тела.

Итак, будучи побеждаем другими в жизни, перестань состязаться о догматах, чтобы не нанести поражения и догмату, ибо многие имеют обычай по мнению о том, кто говорит, делать заключение и о том, что он говорит.

Письма. Книга II.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими

Смотри, помни, человек, что ты недостоин иметь на языке своем слова завета Божия, если ты грешник, ненавидящий наставления, и если отвергаешь словами и делами слова Творца и Судии Твоего.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 16-17 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять

Поелику иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат; то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самыя преступления, на какия они отважились.

Евфимий Зигабен

Ст. 16-17 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? ты же возненавидел еcи наказание и отвергл ecи словеса Моя вспять

Под грешником разумеются вообще книжники иудейские, которые разъясняли народу своему различные требования закона Моисеева и которые сами воспринимали ветхозаветный закон Моисеев только устами своими, но не сердцем. И затем, хвалясь этим одним и почитая себя праведниками во всем остальном, они позволяли себе совершать всякий грех. Относительно именно их Иисус Христос некогда сказал следующие слова к народу: вся убо елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, по делом же их не творите (Матф. 23,3). Зачем, говорит, вы, которые учите других, сами питаете ненависть к тому учению и исправлению души, которые вы проповедуете другим, и зачем, говорит, вы отбросили назад словеса Мои, т. е. совершенно отвергнули их, подобно тому как иной прогоняет назад того, кто ему ненавистен? Отвергнули же словеса, иначе сказать, не исполнили того, что было заповедано этими словесами; так что приняли их только на словах, на самом же деле отвергнули.

Еп. Ириней (Орда)

Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими

Но совершенно иначе приносят жертву обвиняемые, как жалкие грешники, предстоящие пред судом Божиим, которых Он и обличает здесь в совершенном отсутствии у них надлежащего сердечного расположения, необходимого при жертвоприношении, раскаяния в грехах и проникновения страхом пред святостию и правдою Божиею. Они устами проповедуют Божественные заповеди и уставы (оправдания), на которых основывается завет, твердят устами завет Божий, законы Его; но на деле презирают его разными неправдами, и сверх того еще думают, что Бог равнодушен ко всему этому; но они сильно обманулись. Грешник – здесь: все недостойно приносящие жертвы; же означает резкую противоположность между ними и истинными жертвоприносителями; грехи суть следствия нерадивого внутреннего жертвоприношения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 16-20 Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса моя вспять. Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси: уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн

Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни«

Грешен пред Ним и заслужит наказание тот, «кто проповедует уставы Его, берет завет Его, а сам ненавидит наставление Его и слова Его бросает за себя».

Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями («бросание за себя»).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–17 Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять

Все люди на земле небезгрешны. «Аще речем, – говорит апостол, – яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» (1 Ин. 1:8). К какому же грешнику обращается здесь Господь Бог в Своей обвинительной речи? Обвинение Господа, как видно из сих и последующих (16–21) стихов, направлено здесь против тех лицемеров, которые по внешнему виду казались людьми благочестивыми и послушными Завету Божию, – против родоначальников тех книжников и фарисеев, которые в пришествие Господа Иисуса Христа на землю возлагали на плечи других «бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотели и перстом двинуть их», и от соблазна которых Сам Господь предостерегал слушателей Своих такими словами: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте: по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3-4). Так и здесь в псалме Господь говорит грешнику (по пер. с евр.): «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя (вспять – назад)?» Ты говоришь, что знаешь Закон Мой и заповеди Мои, в которых содержится вся правда Божия, а сам между тем не исполняешь их делом, – зачем это? Для чего говоришь, что Завет Мой, заключенный с Авраамом и отцами, принадлежит тебе, когда ни Завета не хранишь, ни Закона Моего не исполняешь, ни верности и послушанию отцов не подражаешь?

Объяснение священной книги псалмов.