Толкования на Пс. 51:10

Свт. Афанасий Великий

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века

Аз же яко маслина плодовита. Ибо неувядаема слава верующих во Христа. Плод же духовный есть любы, радость, мир и проч. (Гал. 5:22). Сей-то плод имея в себе, сказал Святый: аз же яко маслина плодовита. Уподобляет себя плодовитой маслине, потому что за милостынею, которая преобладала в нем, естественно следовали и прочие добродетели. Так, называем Иова мужественным, Иосифа целомудренным и прочих иными именами по добродетели в них преобладающей. Уповах на милость Божию во век. Милостью Божией божественные Писания именуют Господа, потому что чрез Него явлена нам милость; и Он в Себе возглавил и воссоздал всяческая (Еф. 1:10).

См. также Толкование на Пс. 51:1

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 10-11 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся Тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими

Пророк говорит: «аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век», и в продолжение времени большее еще этого, которому мера – беспредельность, и которое Пророк именует: «век века»; а сим и благодарение Богу обещается приносить вечно, говоря: «исповемся Тебе в век, яко сотворил еси» мне то, за что должно благодарить. «И терплю, – продолжает, – имя Твое», потому что терпение для преподобных Твоих есть благо.

Но как многоцветный отблеск по разнообразию цвета красок нечувствительно переходит из одного цвета в другой, неприметно смешивая между собою разноцветные лучи: так можно видеть, что сие псалмопение крайний луч мысли последовательно сливает с началом светлости следующего псалма, так что среда между псалмами делается неощутительною, потому что смысл предыдущего псалмопения и смысл последующего сливаются сами собою. Ибо, «яко маслина плодовита», укоренившийся «в дому Божии», положивши в себе незыблемое и неподвижное утверждение веры и надежду на милость Божию благодарности сраспростерший с беспредельностью веков, приходит в раздражение на безумствующих, у которых верх безумия – об истинно Сущем, о Том, Кто над всеми и во всех, сказать: нет Его.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя твое, яко благо пред преподобными твоими

Какой конец постигает сильного в злобе, мы научены уже сказанным. Я же, говорит Давид, наставленный в этом от Святого Духа, никогда не превозносился ни множеством этого преходящего богатства, ни суетой этой тленной жизни: «суета сует,… суета сует, – все суета!» (Еккл.1:2); но, избегая путей сильного злобой, свой язык и слова изощрял не на гибель других, а на пользу душам: я буду как маслина плодовитая для их спасения. И во всех делах своих я мог настолько сделаться цветущим и плодоносным, что душа моя уподобилась вечно цветущему и много­плодному растению, насажденному в дому Божием. Поэтому я и говорю: «Я же – как маслина плодовитая в доме Божием. Или, по Симмаху: «я же как маслина благоцветущая в доме Божием». Я не уклонялся от дома Божия, но насажденный в нем, как бы на поле Божием, и, питаясь струями источника в дому Божием, я сделался плодовитым и цветущим как масличное дерево, которое считается между вечно цветущими. Заметь же, что, говоря это, Давид не находился ни в Иерусалиме, который потомки иудеев считали домом Божиим (потому что не был еще и построен), ни в скинии, устроенной Моисеем, тогда еще существовавшей у иудеев, потому что, скрываясь от Саула, он пребывал в других местах.

Однако, тем не менее, он не переставал считать себя насажденным в дому Божием, разумея под домом Божиим общество людей, чтущих Бога. И так как он был плодовит, а не бесплоден, и приносил не горькие плоды, но приятные и исполненные великого человеколюбия, то по справедливости уподоблялся плодоносному масличному дереву; пример этот показывает его милосердие к ближним и человеколюбие ко всем. Изобилуя такими благами, он далее говорит: «буду уповать на имя Твое». Он уже показал, каков будет ко­нец сильного злобой, его гибель и искоренение, именно, что он будет исторгнут Мудрым Земледельцем всех, подобно корню, производя­щему горькие плоды. А псалмопевец, как маслина плодовитая в дому Божием, уповает на милость Божию во век и в век века, усвояя себе бессмертие и вечную жизнь по силе доброй надежды, которой он никогда не утрачивал, потому что «надежда, – по апостолу, – не постыжает». (Римл.5:5). Потом, сверх этих благ, изобразив свои добрые надежды, саму причину их приписывает Подателю всех благ: «Буду исповедовать Тебя во век за то, что Ты соделал». Не сам собой, говорит, я сделался как маслина плодовитая, но Ты сделал меня, потому что такова была Твоя милость. Поэтому я никогда не перестану чувство­вать к Тебе благодарность и исповедоваться Тебе; возложив раз упование на милость Божию, я пребуду во имя Его. При доброй на­дежде нам необходимо терпение; почему он и говорит: «буду уповать на имя Твое, ибо оно благо у преподобных Твоих», или по Симмаху: «потому что благо имя Твое пред лицом преподобных Твоих». Итак, зная, что оно благо и приносит блага, не с преуспевающими возле и не с отверженными из среды живых, но вместе с преподобными Твоими, я буду держаться имени Твоего, твердо уповая никогда не лишиться милости. На нее возложил я упование в век и в век века, по благодати и человеколюбию устрояющего все на пользу Христа Бога Нашего, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Беседа на псалом 51.

Свт. Феофан Затворник

Аз же яко маслина плодовита в дому Божий: уповах на милость Божию во век и в век века

Маслину плодовитую хозяин блюдет и хранит всячески, и, если бы дать ей чувство и смысл, никогда бы не пришло ей на мысль, что хозяин лишит ее своей милости, посечет и сожжет. Святой Пророк не выставляет на вид своих добродетелей, берет в сравнение только сию несомненность милости хозяина к доброй маслине; и не на дела надеется, а на милость Божию. Как плодовитая маслина, говорит он, всегда в милости у хозяина, так я в дому Божием несомненно уповаю на милость Божию во век и в век века.— Уповах, то есть однажды положил в сердце своем решительное упование на одну милость Божию и благодушествую, будучи свободен от мучений страха и опасения за свою участь, каким страждут уповающие не на Бога,— и уверен, что, что бы ни случилося со мною, все то есть от милостивой руки Божией и ко благу моему истинному. Почему и обращается к Богу с исповеданием сей веры и надежды, коим и заключает псалом.

Толкование на некоторые псалмы.

Прп. Нил Синайский

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века

«Аз же, яко маслина плодовита, в дому Божии» (Пс. 51:10), никогда не теряю блаженного упования. Сделаемся поэтому маслиною плодовитою, не где-либо в другом месте, не в язычестве, не в иудействе, не в зловредной ереси, но «в дому Божии», то есть в вере и благочестии. Потому что злочестивые, вне Церкви, приносят бесполезный плод.

Письма на разные темы. Диакону Феодоту.

Блж. Феодорит Кирский

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века

И о себе говорит сие великий Давид, и дает сим урок Езекии: ибо оба они были любители и питомцы благочестия. Пророк же и в первом псалме подвижника добродетели уподоблял древу, насажденному на берегу при водах, всегда зеленеющему и приносящему благовременный плод; и здесь также наименовал праведника многоплодною маслиною, насажденною в дому Божием, как приобретшаго твердое упование на Бога, и ради сего упования решившагося трудиться и приносить многотрудные плоды добродетели.

Евфимий Зигабен

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии

Здесь Давид пророчествует о себе, говоря, что хотя враги, которые злоумышляют против меня и истребляют целые города, не щадят никого; но я, на которого они злоумышляют, столь хорошо буду сбережен, что буду казаться одною из плодоноснейших маслин, которой плод не повреждается и это потому, что я насажден в доме Божием. Так и чувственная маслина сберегается, когда насаждена в саду. Или домом Божиим называет скинию, пророчествуя сим, что когда победит Саула, он получит царство, а вследствие сего будет иметь свои города и скинию.

Красиво иносказательное толкование на сии слова, сделанное Григорием Нисским такое: Известно, что доставляет нам плодородная маслина своим соком, который вначале питая в плодах ее, бывает самый терпкий и горький, а потом чрез умягчение и возделывание получает свойство масла. Оно доставляет вещество для освещения, прекращение утомления, облегчение трудов, веселый вид голове и содействие законно подвизающимся в борьбах. Итак, кто насажден, по словам Дидима, верою в доме церкви Божией, кто на подобие плодородной маслины укоренился, кто утвердил в себе постоянную и неподвижную твердь веры, кто возвысил посредством благодарности свою надежду на елей милости Божией соразмерно беспредельности веков и таким образом стяжал уверенность и непоколебимость в надеждах до такой степени, что уже не изнемогает от распространения своих желаний (своей любви) соответственно непрерывному пространству веков; тот приносит плоды добродетели, облегчающие изнеможение от страстей и грехов и делающие нечувствительными подъятые для нее труды и питающие свет познания. Таким образом очевидно он становится плодоносною маслиною, никогда не обнажаясь чрез потерю надежды, но всегда имея в себе спасительную веру цветущею; ибо в сем он будет уподобляться всегдашней юности сего древа и подражать плодородию его, подавая во всякое время обильный елей милостыни. Заметь при сем (говорит Eвceвий), что когда Давид говорил сие, находясь в бегстве от Саула, он не был ни в Иерусалиме, который Иудеи почитали домом Божиим,—ни в скинии, но пребывал в других местах; и однако ж он не сомневался признавать себя насажденным в доме Божием. Это потому, что он домом Божиим почитал благочестивую жизнь, принося по благой надежде плод бессмертной и вечной жизни.

Уповах на милость Божию во век и в век века

Я, говорит, надеялся не на богатство, или чью либо силу, как понадеялся упомянутый муло-пастух Доик, но на одну милость Божию, оказываемую тем, которых обижают, и надеюсь на милость Божию не в настоящем только веке, но и в будущем, когда будет суд и воздаяние по делам каждого.

Слова Феодорита: Посему никто да не ослабевает, вступив в подвиги, но да подвизается и красуется в них, не только ожидая в будущем даруемых за подвиги венцов, но надеясь еще здесь увидать пленeние врагов своих.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века

Сими словами противополагает себя Доику Идумейскому; ибо онаго сравнивает с древом сухим, а себя с маслиною плодовитою. Об оном говорит, что он восторжен будет от селения своего, о себе же глаголет, что укоренится в дому Божии: об оном говорит, что он уповал на богатство свое, о себе же глаголет, что уповал на милость Божию. Аз же яко маслина плодовита, то есть, не буду восторжен и искоренен, якоже Доик сухое древо; но укоренюся паче и паче, яко маслина плодовитая и всегда зеленеющая. Чего ради? Яко уповах на милость Божию во век, и в век века.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 10-11 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся Тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими

Псалмопевцу же, находящемуся теперь в бедственном положении, предстоит счастливое будущее, которое он очами веры созерцает уже как настоящее. Господь из дома своего (скиния) дарует ему богатое благословение, так что его тогда можно будет сравнить с зеленеющею, плодовитою маслиною, посаженною в доме Божием. Он твердо надеется на Господа и уверен, что будет прославлять Его за ожидаемое теперь с такою уверенностью (сотворил еси) спасение; – для назидания всех праведников он всегда будет надеяться на благость Божию.

Маслина плодовита, с евр. «зеленеющая маслина» – образ счастия и благоденствия (ср. Пс. 1:3,91:13) в противоположность вырванному дереву (ст. 7). В дому Божию – псалмопевец всякое счастие представляет исходящим из скинии, в которой укореняются праведники; когда он освободится от своих врагов, то спокойно будет служить в скинии и вследствие этого сделается участником божественного благословения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века

Я же, за свою веру в Бога, буду как зеленеющая маслина, за что и прославлю Его

«Я, как зеленеющая маслина, в доме Божием». Нечестивый погибнет, положение же Давида будет прочным и хорошим, как дерево, зеленеющее при обилии влаги. Эту силу для своего процветания Давид находит «в доме Божием», т. е. от Бога, обитающего в скинии.

Прот. Григорий Разумовский

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века

Так как злодейское избиение иереев Господних и истребление целого города их было последствием посещения этого города Давидом, и он как бы послужил (хотя не прямою) причиной бедственной участи его (1 Цар. 22:22), то псалмопевец Давид от ближайших и непосредственных виновников бедствия переносится мыслью к самому себе, сравнивая их участь с своею. Не только сам Доик, но и весь род его обречен на истребление и совершенное искоренение (ст. 7). А царь Саул, давший повеление об умерщвлении священников и всего их города, был убит вместе с сыновьями его на войне с филистимлянами, а потом и весь род его был истреблен по воле Божией. Такова была участь людей, «сильных в злобе, весь день умышлявших беззаконие и неправду и надеявшихся на множество богатства своего» (ст. 3-4, 9). Что же касается до меня, говорит праведный Давид, то моя участь совсем иного рода: я, как маслина плодовитая, насажденная в дому Божием. Как маслина, посаженная в саду, заботливо охраняется садовниками и, принося много плода, не искореняется чрез долгое время, так и я, крепкою верой и упованием на милость Божию укоренясь в дому Божием, т.е. под особенным покровительством Божиим, никогда не буду восторжен, или искоренен, но пребуду сохранен вечно, во век и в век века. Хотя, подвергшись напрасным гонениям, я нахожусь теперь в бедственном положении, но мне предстоит счастливое будущее, которое я уже созерцаю очами веры как настоящее.

Объяснение священной книги псалмов.