Толкования на Пс. 54:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, в песнех разума Давиду [По славянскому переводу читается: Асафу].

Содержание: Пророк, прозрев духом, что сделают со Христом народ иудейский и самый Иуда, исполненный скорби и недоумения, которое в настоящем псалме называет печалью, при виде таковой дерзости не перестает смущаться и недоумевать, и умоляет Бога, чтобы обратил к нему слух Свой, внял молитве его, а во-вторых уведал молитвенно воссылаемое прошение, и в-третьих воззрел на состояние воссылающего молитву, а таким образом, удостоил выслушать его. Почему и присовокупляет: вонми ми, и услыши мя.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 1-7 В конец, в песнех разума, Асафу, псалом. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма. И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию

Но как в телесных борьбах подвижники ведут дело не с теми же сопротивниками, которых преодолевали на поприще в молодости, напротив того, по мере возрастающей у них силы, выходят на противоборников, которые больше и ростом и крепостью; а если и этих одолеют, вступают в борьбу с превосходнейшими и их, всегда соразмерно приращению сил своих выбирая для борьбы сильнейших противников; таким же образом и тот, кто много раз отличался победами над врагами, делает победы свои еще более знаменитыми, вступая в битву с противоборниками более знаменитыми и важными.

И поэтому просит Подвигоположника об услышании, говоря: «внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего». Просит также обратить внимание на подвиг его, продолжая речь: «вонми ми, и услыши мя». Указывает в слове на трудности подвигов, описывая печаль, затруднение, смятение сердца, «вражий глас, стужение грешниче», открывая сие Самому Подвигоположнику, как некие поражения, нанесенные на поприще противоборниками, и сверх этого еще «смятение сердца, боязнь смерти, страх и трепет», мрак, объявший всю его жизнь; почему, чтобы преодолеть столько трудностей и стать выше их, для всего этого нашелся один только способ – окрылиться ему крыльями голубиными, и поднявшись ввыспрь, там остановить полет в таком месте, которое, будучи безопасно от всех зол, изобилует дарами Божественными.

См. также Толкование на Пс. 4:1

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

В конец, в песнех разума, Давиду [По славянскому переводу читается: Асафу]

Псалом сей изрек блаженный Давид, гонимый Саулом, находясь в изгнании, и принужденный жить в пустыне. Предвещает же вместе Пророк злоумышление иудеев против Спасителя, и в себе самом преднаписует Владычния страдания. Ибо и сам он был гоним облагодетельствованным Саулом, терпел предательство от людей близких ему, и провидел духовными очами, что сие же самое претерпит Владыка, будет предан и распят теми, которым делал Он добро. Посему-то и надписание отсылает читателя «в конец», и повелевает разумно внимать сказанному в псалме, потому что заключает в себе прикровенный пророчественный смысл, и по истечении времен придет в исполнение. Сверхь того, псалом сей включается в число песней, содержа в себе предначертание Владычних страданий; ибо справедливо всегда песнословить Изволившаго пострадать сие ради спасения человеческаго. Но никто, взирая на уничижительность речений, да не почтет их недостойными вочеловечения Христа Спасителя; а пусть примет во внимание, что Приявший желчь, и оцет, и гвозди, и терния, и заплевание, и заушения, и всякое поругание, а напоследок Претерпевший смерть, не отрекся и от уничижительности слов. Ибо с делами должны быть сообразны и слова. Вот собственныя Его изречения: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:30); и еще: «заповедь» приял Я, «что реку и что возглаголю» (Ин. 12:49); «и о Себе ничесоже творю» (Ин. 8:28); и: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил» (Мф. 27:46)? Сие же и подобное сему изрек Он по человечеству, показуя человеческое Свое естество и снисходя к немощи иудеев. Здесь божественный Давид, как описывает оказанную ему самому несправедливость, так преднаписует и ту, которую окажут Владыке, – описывает, хвалясь общением в Его страданиях и едва не взывая вместе с Павлом: «аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал. 6:17).

Евфимий Зигабен

В конец, в песнях, разума Давиду

В других списках вместо: Давиду, написано: Асафу. Слова Исихия: Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он завещает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных. Причем ясно предлагается и пророчество о Владычних страданиях.

Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. По словам Афанасия, своими страданиями он изображает страдания, которые имел претерпеть Христос. Потому то псалом и надписывается: к концу, также в песнях и разумения, что предпосылает слушателя к концу того, что предсказано о Христе, побуждая его петь Христу, принявшему на Себя, как изъясняет Феодорит, таковые страдания, и слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное и неясное пророчество о Христе.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, в песнех разума, Асафу, псалом

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском бряцательном орудии, негинофа нарицаемом, песнь Давидова вразумляющая.

Содержание: Давид, претерпевая тяжкое гонение от врагов, приносит жалобу Богу, и всю свою надежду на Него возлагает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В конец, в песнех разума, Асафу, псалом

На основании ст. 14 и 15 псалом этот следует (вопреки новейшим толковникам) изъяснять в индивидуальном значении и относить его к бегству Давида от гонения Авессалома и вероломного Ахитофела (так думают многие древние толковники; некоторые же относят ко времени Саулова гонения). Давид находится еще в Иерусалиме, когда уже дошли слухи о восстании в Хевроне (2 Цар. 15:10); в сильном потрясении вследствие полученного известия о заговоре, он придумывает средство уйти из Иерусалима, молится о даровании ему помощи и наказания врагов, из коих особенно выдается один. Некоторые толковники, на основании изображения беспорядков и беззаконий в городе, относят этот псалом ко времени осады Иерусалима халдеями.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец, в песнех разума, Асафу, псалом

Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида.

Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел (14-15 ст.) и когда он приготовился бежать из Иерусалима (7-9).

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, в песнех разума, Асафу, псалом

Таково надписание этого псалма. В русском переводе Псалтири с греческого (еп. Порфирия) и с еврейского вместо Асафу читается Давиду. Именно: первый перевод читается так: «В конец. Песненно. Для разумения. Давиду». А в переводе с еврейского читаем: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида». Объяснение слов: В конец, в песнех разума, Давиду – сделано в предыдущих псалмах (53, 48, 1, 10 и др.), и они должны быть понимаемы так: псалом, назначенный для голосового (в песнех) исполнения (в конец), составлен Давидом для вразумления. Что же касается замены в нашей славянской Псалтири (и в Библии) слова «Давиду» словом «Асафу», то эта замена сделана, вероятно, при первом переводе псалмов с греческого на славянский язык, и сделана, конечно, по недосмотру переписчиков составленного перевода, оставаясь во всех последующих изданиях славянской Библии и отдельно Псалтири без исправления. В еврейской же Псалтири, как и в греческой, латинской, а также у св. Афанасия и блж. Феодорита, псалом этот надписывается с именем Давида, что вполне согласуется и с содержанием всего псалма. Посему и мы будем рассматривать его как произведение Давида, в котором он жалуется на гонения со стороны врагов и всю надежду свою возлагает на Бога. По этой жалобе на гонения от врагов, псалом этот имеет большое сходство с 34-м и 40-м псалмами, в которых так же, выражая скорби и бедствия, претерпеваемые им по причине нападений и угнетений со стороны врагов, как и здесь, гонимый просит помощи у Бога. В надписании не указывается, каких собственно врагов разумеет в этом псалме св. Давид и о каком гонении говорит здесь. Так как по библейской истории известны два гонения, которым подвергался он в своей жизни: первое, до воцарения своего, со стороны царя Саула, а второе, уже во время царствования своего, от возмутившего против Давида все царство его сына его Авессалома, – то одни из толковников относят сей псалом к первому гонению, со стороны Саула, а другие – ко второму, со стороны Авессалома. На это последнее, как наиболее соответствующее содержанию псалма, и мы будем обращать внимание при объяснении псаломских изречений.

Но кроме этого исторического объяснения, св. отцы Церкви и все вообще толковники псалмов находят в этом псалме пророческий смысл. Так как пророк Давид своими страданиями предызобразил те страдания, которые имел претерпеть Иисус Христос, то и многие изречения псалма этого, по изъяснению св. отцов, нужно понимать как пророчество Давида о злоумышлениях против Иисуса Христа иудеев, и в особенности Иуды Искариотского. Царю Давиду сделались известными коварные замыслы Авессалома и его сообщников, направленные к низвержению его с царского престола, но он, возлагая всю надежду на Бога, не употреблял и не искал других средств для обороны против врагов, кроме усердной молитвы к Богу о помощи против них. К этому времени и относится составление настоящего псалма, который поэтому и нужно рассматривать как молитву, возносимую к Богу Давидом ввиду постигших его бедствий.

Объяснение священной книги псалмов.