Толкования на Пс. 54:16

Свт. Афанасий Великий

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи. Поелику не восхотели принять Тебя — жизнь, то постигнет их такая смерть. Сказано же: да снидут во ад живи. Ибо, зная, что Он наследник, говорили: приидите, убием Его (Мф. 21:38). Пророк же ведение признавал за жизнь.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

См. Толкование на Пс. 54:12

Блж. Феодорит Кирский

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

«Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи». Такой конец жизни имел предатель: потому что, положив петлю себе на шею, потерпел скорую смерть. В таковыя бедствия впали и иудеи после креста, быв вовлечены в войну с римлянами; потому что преселились из жизни не по естественному закону, но поражаемые вражеским оружием. Потом Пророк показывает справедливость наказания.

«Яко лукавство в жилищах их, посреде их». Жилищем же называет настоящую жизнь, в которой пребываем временно, а не на всегда поселяемся.

Евфимий Зигабен

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

Да приидет же смерть на ня

Предвидя это, Давид здесь проклинает Иуду, Аннана, Ишафу и вообще христоубийственных иудеев.

И да снидут во ад живи

Но когда выше сказал Давид: да приидет смерть на них,—то зачем теперь говорит здесь: пусть сойдут живыми в ад, когда сии две мысли одна с другою не совместны? На сие ответствуем, что иные из иудеев умерли казньственно; ибо смертно здесь называет не естественную, но—насильственную, причиняемую виселицею, или войною или другим способом (каковой подвергся и Иуда, сам повесившись); другие из них, будучи понуждаемы и преследуемы римскими войсками, бросались в пропасти; а некоторые, войдя в рвы и cyхие потоки, скрывались там долгое время, страдая от голода и жажды и страха, как повествует о том Иосиф. Посему то Давид адом называет здесь И рвы и cyxиe источники по причине темноты их, каковый (ад) и сделался для них гробом; так как находясь там, они истлевали мало помалу. Некоторые же говорят, что поелику против Христа злоумышляли и иудеи и злые духи; то посему Иудеев проклинает, чтобы получили смерть, а демонов, чтобы сошли в жилище преисподней. Последних назвал живыми, как бессмертных: пусть сойдут, говорить, в ад живые, по природе, демоны.

Некто говорит, что выражения: да приидет, да сойдут—сказаны пророчески, вместо: приидет смерть на них и сойдут в ад. Далее обозначает справедливость наказания их: потому, говорит, что жизнь и поведение их исполнены всякого зла и лукавства. Ибо за кратковременность житие каждого и настоящую жизнь называет пришельствием, по которой мы пришельцы, а не постоянные обитатели. По словам Феодорита: и блажены те, которые почитают настоящую жизнь пришельствием, а не постоянным жительством. Слова Афанасия: Поелику, говорит, не захотели принять Тебя—жизнь, то посему смерть примет их. Ибо, зная, что он наследник, сказали: приидите, убьем Его.

Яко лукавство в жилищах их, посреди их

За то, говорит, пусть на них придет смерть, что во граде жительства их обитает лукавство; ибо у них зло не поверхностно и не наружно, но в глубине и в сердцах их. А словом παροικων назвал жилища иудеев, так как они обитали в них временно; ибо, по прошествии нескольких лет, они имели быть погублены римлянами.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

Сими словами вооружается на все полчище врагов, а наипаче на их главных предводителей, которые без всякой причины неправедно гнали его. Впрочем слова сии, без сомнения, заимствовал из истории о Корее, Дафане и Авироне, кои с общниками своими живые пожерты были землею, за произведенный мятеж против угодника Божия Моисея (Чис. 16:31). Сего ради, смерти желает врагам не по слепой некоей склонности к мщению, как сказали мы выше, но по святой ревности и по вдохновению Духа Святаго; ибо не свое защищал дело, но Божие, тем паче, что враги, надеяся на свои силы и богатство, почитали себя безсмертными, аки бы сказал: Господи! понеже враги мои, ослепленные своею силою, так забылися, что более не почитают себя в числе смертных: сотвори убо, дабы земля живых поглотила их, и купно низвергла во ад и гордость их и высокомерие. Присовокупление причины паки показывает, что Давид не столько на лице врагов своих вооружается, сколько предвозвещает казнь нечестивым, не праведно Божию церковь озлобляющим: ибо лукавство в жилищах их, посреде их. Вот причина вышереченныя ужасныя клятвы; ибо те, которые возлюбили жить с пороками, праведно живые поглощаются землею, чтоб вечно жили в муках. Следующия слова, посреде их, означают, что порок повсюду сопровождает их, и в тех же жилищах водворяется с ними.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно

«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад» - пусть Господь поразит их смертью и живыми низложит в ад, т. е. не достигшими естественного конца жизни, преждевременно погибшими, так как они не только правят лукаво (см. 11 и 12 ст.), но и в семейной жизни («в жилищах их») у них царит тот же обман. Скорая гибель таких людей, вполне испорченных и зловредных, вполне желательна.

Прот. Григорий Разумовский

Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их

От коварного и тайного изменника и предателя (Ахитофела, а в пророческом смысле – Иуды, ст. 15) обращая слово свое опять ко всему полчищу восставших против него мятежников, особенно же к их главным предводителям, Давид призывает на них смерть и угрожает им муками ада, причем самые выражения для определения им казни он, очевидно, заимствует буквально из истории Корея, Дафана и Авирона, которые с сообщниками своими, по суду Божию, живые пожерты были землею за произведенный ими мятеж против угодника и пророка Божия Моисея, и о которых было тогда сказано, что они «снидут живи во ад, яко разгневаша человецы сии Господа» (Чис. 16:30). И современные Давиду мятежники, взбунтовавшие против него жителей Иерусалима и весь народ израильский, без сомнения, прогневали тем Господа, а потому псалмопевец, имея в виду пример суда Божия и наказания мятежников при Моисее, угрожает тем же судом и наказанием и бывшим при нем мятежникам за их нечестие и лукавство, которое сопровождает их повсюду (в жилищах их) и всегда при них (посреде их). Эти мятежники против царской власти и против помазанника Божия, как бы так говорит он, приимут смертную казнь от Бога, и по смерти тела они сойдут во ад, где будут преданы на вечные мучения за то, что они в самих себе носят лукавство, которое живет с ними неотступно, в домах их. В пророческом смысле этот призыв заслуженной казни относится к современным Господу Иисусу Христу книжникам и фарисеям, злоба и лукавство которых, обличаемое Спасителем, возмутили против Него народ иудейский, который и постигла потом казнь и поголовное истребление со стороны римлян.

Объяснение священной книги псалмов.