Толкования на Пс. 54:20

Свт. Афанасий Великий

Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

Несть бо им изменения. Будут они уничижены, потому что нечего им дать взамен за душу свою. Ибо, однажды отрекшись от честной крови Христовой, приятой взамен за жизнь мира, не имеют уже у себя искупительной цены.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

«Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век». Вняв моему прошению, Вечный Бог злоумышляющих на меня сделает безсильными.

«Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога». Симмах перевел сие так: ибо не переменятся, и не убоятся Бога, то есть, видя нераскаянный их нрав, Бог ввергнет их в упомянутыя выше бедствия.

Евфимий Зигабен

Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

Услышит Бог, и смирит я, Сый прежде век

Поелику Бог сотворил веки, то посему Он называется существовавшим прежде всех веков.

Слова св. Дионисия: Бог воспевается и как век и как время, как виновник всякого времени и века; Он и ветхий во днях, как сущий прежде времени и выше времени. Опять: Он есть сущий прежде веков, как существующий прежде века и выше века, и царство Его—царство всех веков. Другой присовокупляет: хорошо сказано здесь: Тот, кто существует прежде веков. Не могут, говорит, бежать к другому Богу, когда будут наказываемы Тобою, вечным и единственным.

Несть бо им изменения (замены), яко не убояшася Бога

Нет, говорит, в вышеупомянутых людях никакого замена зла добром: они непреложны во зле. Так это перевел и Симмах: не изменяются и не боятся Бога. Быть может, что это говорится и против христоубийственных иудеев. Произнесши на них прежде проклятие, теперь Давид говорит здесь, что Христос услышит меня и смирит их; что и сбылось, ибо из иудеев одни побиты римлянами во время Иерусалимской брани, как мы сказали прежде, а другие из оставшихся сделались бесчестными рабами и смиренно низкими слугами у всех народов. Притом сказал, что Христос существует прежде веков по Божеству. Это сказал для того, что иудеи говорили, будто Он получил начало бытия от матери, как один из простых людей. А выражение: нет им замена, можно понимать об иудеях и иначе—что Христос был замен или выкуп, данный за всех людей. Но поелику иудеи не приняли Христа, то посему нет для них никакого (другого) замена, которым они могли бы быть выкуплены от диавола и вечной смерти.

Слова безыменного: Слова, нет им замена, значат то же, что не могут принести жертвы, соответствующей греховности их, как согрешившие неисцельно. Ибо здесь грехи с трудом врачуются, или неисцелены, а другие врачуются. А Симмах перевел: не изменяются и не боятся Бога, ибо, по Феодориту, злонравие их неизменно, и они не боятся Бога. Посему то, видя, говорить, нераскаянный их нрав, окружает их прежде сказанными бедствиями. Слова Афанасия: Ибо однажды отрекшись от драгоценной крови Христовой, взятой в замен за жизнь мира, они не будут иметь выкупа.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

Первыя слова: услышит Бог, без сомнения, относит к лицу своему, показывая, что Господь, праведный Судия, отмстит врагам его, и смирит их. Прилагая Богу оныя слова: сый прежде век, утешает как себя самого, так и всех благочестивых, находящихся в подобных обстоятельствах. Ибо откуду в нас толикая нетерпеливость даже и при малейших бедствиях, ежели не от того, что не возносим мыслей наших к Предвечному Существу? Сего ради удостоверяет, что Бог, Творец веков и Судия всех, непременно услышит молитвы рабов Своих, и неправедно гонимых помилует, а врагов их смирит, и сие праведно сотворит: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Понеже ожесточилися во зле, и не токмо не пременяются на лучшее, но всегда на худшее стремятся, и потому не боятся Бога, но более чтут людей, и своим порокам угождают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

Вечный Бог, уже в первобытные времена (прежде век) являвший Себя Судиею, смирит врагов; а они ожесточены и не имеют в себе страха Божия.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

Давид уверен, что его молитва к Богу о гибели врагов будет услышана, так как в них «нет перемены» как в их поведении, так и мыслях нет благоговения пред Богом, страха от сознания ответственности пред Ним за свои худые дела, а потому и не может быть им снисхождения.

Прот. Григорий Разумовский

Услышит Бог, и смирит я, Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога

Продолжая в этих словах мысль предыдущего стиха, псалмопевец указывает тут же причину, по которой Господь Бог, праведный и вечный (Сый прежде век) Судия, так поступает с нечестивыми, напрасно преследующими благочестивых. Господь Бог, говорит псалмопевец, знает, что они, т.е. злобные враги мои, не изменятся к лучшему, не исправятся (несть бо им изменения), а пребудут навсегда злобными и по-прежнему грешными, потому что не имеют страха Божия и далеки от Бога (яко не убояшася Бога). А потому Господь, услышав молитву мою, смирит этих врагов моих, т.е. поразит и унизит их.

Объяснение священной книги псалмов.