Толкования на Пс. 55:14

Свт. Афанасий Великий

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

Яко избавил ecu душу мою от смерти. От смерти духовной, то есть, от неведения Бога. И нозе мои от поползновения, говорит о грехе, потому что он низвел в смерть. Благоугожду пред Господем во свете живых. Ибо, кто избавился от греха и соделался чистым, тот в будущем веке будет благоугождать Господу во стране живых. А избавиться от смерти, освободиться от греха и иметь часть во стране живых, — все это даровано нам пришествием Господним. Потому и надписывается псалом — столпописание Давиду.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

См. Толкование на Пс. 55:12

Блж. Феодорит Кирский

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

Воспользовавшись столькими благодеяниями и преодолев различныя козни, позабочусь о служении Тебе, и изберу такую жизнь, которая и Тебе будет угодна, и мне доставит вечную жизнь и оный свет, какой обещан живущим согласно с законом. Сие же, как сказал я, удобоприменимо и к блаженному Давиду, и к пленникам в Вавилоне. А применимо и к нам, которые терпим много козней от людей и от демонов, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящаго.

Евфимий Зигабен

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

Яко избавил eси душу мою от смерти, очи мои от слез и нози мои от поползновения

Говорит душу мою, вместо: меня (по распространенному выражению более расширенному) Ты освободил, Господи, от смерти. А если ты думаешь, что он говорит здесь об одной только разумной душе; то под смертью ты должен разуметь грех, который и в прародители—Адам в начале сделался причиною смерти как душевной, так и телесной. Далее говорит: Ты освободил глаза мои от слез и ноги мои от падения, то есть, от пропасти, или сети И ухищрений врагов. А под ногами ты должен разуметь шествие и путь жизни сей.

Сии же слова, а равно и—стану благоугождать Господу при свете живых, изъясняются и другим способом в 114 псалме, где можешь и видеть. Слова Дидима: Поелику умерщвляемому соответствует плач и пролитие слез о нем, а умершего по душе никто другой не оплакивает, кроме самого умершего, то и следует сказать, что, по избавлении души его от смерти, и глаза его освобождены от слез. Далее (Бог) избавил ноги от падения, подвязав под них подставки (сандалия), поднимающие и возвышающие их над землею. А избавляется от прежде означенных бедствий кто либо для того, чтобы, живя и находясь во свете, благоугождать Богу. Ибо кто благоугождает Богу, тот это делает при свете живых; а живет и просвещен тот, кто сделался причастником Бога, Который, будучи жизнь, есть вместе и свет ДЛЯ человеков (в изд. Своде). Еще некто другой: Пришествие Господа доставило нам то, что я избавлен от смерти и освобожден от греха и получил участок в стране живых.

Благоугожду пред Господем во свете живых

Буду, говорит, делать благоугодное пред Богом, доколе вижу света сей, являющийся живым человекам, поелику по смерти благоугождение уже не возможно. Другим образом: свет для живых есть заповеди Божии; заповеди, говорит, Господня весьма светла, она просвещает очи (Псал. 18,9), также светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим (Псал. 118,105). Или можно разуметь и так, что явлюсь благоугодным Богу в вечном оном свете всегда живых праведников.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

Здесь вкратце исчисляет все Божия благодеяния, показывая, что Бог и душу его избавил от смерти, то есть, жизнь сохранил от предстоящия опасности, которою угрожал ему Саул, или Анхус, царь Филистимский: и нозе от поползновения, сиречь от греха, понеже не попустил ему согрешить между толикими искушениями, которыми подстрекаем был или убить Саула, или по крайней мере озлословить. Благоугождать пред Господем во свете живых, не что иное означает, как жить, благоугождая Богу во свете жития сего, котораго не имеют мертвые, или жить во свете веры и благодати, которыя не имеют неверные и грешники, дабы наконец достигнуть света славы небесныя, еюже наслаждаются вси возлюбившии Бога. Можно протолковать место сие и о Христе, Который по воскресении из мертвых избавлен был от смерти телесныя, и ныне во веки живет, седя одесную Бога Отца во свете живых.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

Ходить «пред лицем Божиим во свете живых» - значит своими поступками ни в чем не оскорблять и не нарушать велений Господа, руководиться всегда памятованием, что Господь видит, лицо Его обращено к человеку. «Во свете живых» можно бы передать «для просвещения живущих», т. е. деятельность человека, согласная с Божественной волей, важна не как только выражение искренности его воззрений, но и как средство религиозно-нравственного просвещения других людей.

Прот. Григорий Разумовский

яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

См. Толкование на Пс. 55:13