Толкования на Пс. 57:3

Свт. Афанасий Великий

Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают

См. Толкование на Пс. 57:2

Свт. Григорий Нисский

Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают

См. Толкование на Пс. 57:2

О надписании псалмов.


Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли. Делом [беззакония] здесь Бог [через Давида] называет скрытое движение греха.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо в сердце беззаконие делаете на земли: неправду руки ваша сплетают

У тебя, говорит Пророк, речи мирныя, и намерения лукавыя и всякаго рода злокозненныя умышления. Поэтому разсмотри, согласны ли дела с словами. Но напрасно суд свой поручил я тебе, не имеющему и намерения судить справедливо.

Евфимий Зигабен

Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваши сплетают

Здесь Давид пропустил, или не сказал, следующие слова, которые подразумеваются отвне: но вы не можете праведным судом судить. Такового дополнения требует последовательность слов. И почему не можете судить праведным судом? потому, что мыслите беззаконие в сердце своем и руки ваши делают неправду. Сказал: сплетают, переносно, от подобия плетущих сети, чтобы сим выражением указать на многоразличные ухищрения врагов своих. К сему присовокуплено: на земле, для означения, что они делают таковые ухищрения на земле, но в аде не в состояний будут делать сего.

Слова Нисского: Заметь, что в тайне произведенный греховный суд назвал делом, почему сии слова показывают, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, а действием, которое изображено руками—произведенное сим преобладанием размышление; и первым он назвал то, что происходить в сердце, а вторым—что делается руками. Ибо начало греха в сердце, а конец—в делах; напротив того, касательно обращения к Богу началом его бывает отступление от злых дел, а концом—чистота сердца. Афанасия: Хотя, говорит, слова хороши, потому что по-видимому защищают закон, но сердце исполнено горечи, а равно и действия полны беззакония.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают

Принесши жалобу на грубое безстыдство Сауловых единомысленников, теперь сам наступает на них, исчисляя беззакония их, и глаголя, что они и сердцем злоумышляют неправду, и руками в действо производят оную. Впрочем же не глаголет, неправду руки ваши делают, но неправду руки ваша сплетают. Причина сего преноснаго выражения есть та, что люди оные угнетали Давида под благовидным предлогом справедливости, так как бы был он человек вероломный, враг царю, и возмутитель общаго покоя. Слово: на земли – означает то же, что – явно: ибо Пророк без сомнения жалуется здесь на необузданную вольность врагов своих, которые не тайно, ниже в темном некоем углу насилие свое производили в действо.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают

Я имею достаточное основание убеждать вас к этому; потому что (ибо) вы только злобу измышляете против меня и постоянно обрабатываете ее, следовательно, вы несправедливо судите. Ибо – напротив, как ответ на вопрос: справедливо ли судите? Враги судят несправедливо, по личному неблагорасположению к псалмопевцу; они пред всею землею показывают свою несправедливость, которой они коварно (сплетают) его преследуют.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли, неправду руки вашя сплетают

«Составлять беззаконие в сердце» - любить и питать зло, быть внутренне расположенным к дурному. «Класть на весы злодеяния» - наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр., взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы судьи.

Прот. Григорий Разумовский

Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают

Вы как будто ревнуете о справедливости, о правде, продолжает Давид свои обличения, но это только на словах или для виду, на самом же деле в сердце у вас беззаконие: вы и мыслите беззаконие, и руки ваши сплетают всякую неправду, т.е. под предлогом справедливости вы преследуете меня, обвиняя в вероломстве против Саула, представляя меня врагом царя и возмутителем общественного спокойствия. Все это вы делаете на земли, т.е. явно, и постоянно пребываете во злобе, оставаясь навсегда нераскаянными и неисправимыми.

Объяснение священной книги псалмов.