Толкования на Пс. 59:3

Свт. Афанасий Великий

Боже, отринул ны eси, и низложил eси нас, разгневался eси, и ущедрил eси нас

Наказал Ты нас за наше пред Тобою нечестие. Но и ущедрил eси нас. Говорит же «ущедрил» — вместо «ущедри». Или иначе: ущедрил ecu, соделал нас бедными и жалкими, так что время уже ущедрить нас за бедствия наши.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Боже, отринул ны eси, и низложил eси нас, разгневался eси, и ущедрил eси нас

См. Толкование на Пс. 59:1

Прп. Максим Исповедник

Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас

Бог отринул нас, когда мы, изначала не блюдя заповедь [Его], показали себя недостойными общения с Ним лицом к лицу. Низложил же нас, когда вследствие нашей порочности изгнал с высоты райской славы.

Разгневался, когда в отмщение и наказание за нашу порочность предал каре смерти. А ущедрил нас, когда через Единородного Сына Своего, воплотившегося Бога Слова, принявшего на Себя все наши долги, искупил нас от смерти и вновь возвел к славе Своей.

Толкование на 59 псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Боже, отринул ны eси, и низложил eси нас, разгневался eси, и ущедрил eси нас

«Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас». Здесь предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие.

«Разгневался еси, и ущедрил еси нас». За беззакония разгневался, но после наказания помиловал. ===== Евфимий Зигабен ===== Боже, отринул ны eси, и низложил eси нас, разгневался eси, и ущедрил eси нас Боже, отринул ны ecи, и низложил ecи нас Ты, говорит, Господи, отринул нас за оскорбление Тебя неисполнением повелений Твоих, и низложил нас, отдав нас в плен вавилонянам, ибо иудеи чрез плен изринуты из своего царства и лишены силы, которую имели. Разгневался ecи и ущедрил ecи нас Ты, говорит, прогневался, Господи, за грехи наши; но снова сжалился, поелику не попустил нам погибнуть тотчас вместе с другими, но для вразумления нас восхотел, чтобы мы пленены были вавилонянами. Слова Божеств. Василия: Ты отринул удаляющихся от Тебя соразмерно грехам их; низложил злые составы наши, чрез болезнь благодетельствуя нам; прогневался, поелику мы были по природе чада гнева, без упования и безбожны в мире; Ты ущедрил нас, когда предложил нам во умилостивление за грехи наши Единородного Твоего, дабы мы в крови Его нашли себе искупление; пользуясь сими благодеяниями твоими, мы не знали б их, если бы Ты не напоил нас вином проницательным, каковым вином называет слово, приводящее ожесточенное сердце в чувство. Божествен. Афанасия: Ты, говорит, наказал нас, за произведенное против Тебя нечестие; но и ущедри нас, ибо: ущедрил, поставлено вместо: ущедри. Или иначе: Ты ущедрил, значит тоже, что Ты решил, что уже пора нам жалким и несчастным по причине бедствий быть помилованными. А вином проникновения называет указываемый в Божественных Писаниях наказания, наперед объявленный иудеям за нечестие их против Христа. Ибо читая, и опытом дознавая предсказанное, они проникаются чувством сознания. Акила перевел: Вином омрачения, ибо множеством, говорит, бедствий, как бы некоим вином Ты произвел в нас омрачение и печалью наполнил наши души, как говорит Феодорит. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас В то время, когда Иудеи на северо-востоке воевали с Сириянами, Идумеяне вторглись на юге Палестины и произвели страшное опустошение (ст. 4 – образ землетрясения). Допустив это, Бог, по-видимому, отвергал Свой народ; но в то же время Он оказал ему и Свое милосердие (ущедрил), даровал победу над Сириянами. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся Изречениями этих стихов Давид указывает на политическое состояние царства и народа своего в предшествовавшее царствование Саула, которого отринул Бог и низложил лишив, его права престолонаследия в его потомстве. За непослушание Саула гнев Божий чрез него простерся и на весь народ его, который, подвергаясь частым нападениям иноплеменников (филистимлян и других) принужден был от страха укрываться от них бегством за Иордан и в другие безопасные места (1 Цар. 13:6–7). Земля Иудейская предана была такому опустошению и так была разорена, что уподоблялась местности, пострадавшей от землетрясения (стрясл еси землю), и никто не мог спокойно оставаться в своем доме, все находились тогда в величайшем страхе и трепете (и смутил еси ю). Изобразив столь бедственное состояние народа еврейского, Давид с горестным чувством, от лица всего народа своего, обращается к Богу с молитвой о помиловании и исцелении, о восстановлении расстроенного царства (исцели сокрушение ея), о успокоении и избавлении народа от постигших его бедствий (яко подвижеся). Слова ущедрил еси нас в переводе с еврейского читаются так: «обратись к нам». Таким образом, вся эта речь псалмопевца может быть выражена в таких словах: Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался на царя Саула и на весь народ наш: обратись же Своею милостью к нам. Ты потряс землю нашу и разбил ее: исцели же повреждения ее, ибо она поколебалась. Объяснение священной книги псалмов.