Толкования на Пс. 59:9

Свт. Афанасий Великий

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий. Словами Галаад и Манассий означает, что в пришествие Свое иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственных колена в Израиле, приимут также благодать. Сказано же: крепость главы Moeя — вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостью того, над чем Он властвовал, то есть, Израиля, ибо от Ефрема произошло израильское царство.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

«Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий». Галаад есть потомок Манассии (ср.: 1Пар. 7, 17). Сим показывается нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, «от нихже Христос по плоти» (ср.: Рим. 9, 5). «И Ефрем заступление» (Пс. 107, 9) «главы Моея, Иуда царь Мой». Расторженные части соединяет единомыслием.

Беседы на псалмы. Беседа на пятьдесят девятый псалом.

Прп. Максим Исповедник

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея

Галаад, согласно одному из толкований этого слова, означает «откровение». А Манассий толкуется как «забвение». Откровение же и забвение естественным образом сочетаются с [человеком] праведным. Ибо он воспринимает посвящение посредством созерцания неизреченных [тайн], а забвение - посредством трудов добродетели. И, как следствие этих трудов, [он вкушает] радость духовного созерцания. Ефрем толкуется как «расширение», а это есть незыблемое упование на будущие блага, которое является «заступлением» главы праведного, то есть веры. Ибо главой всякого праведного [человека] и всякого благого дела является упование. Незыблемое же упование на будущие блага есть непоколебимая крепость веры. Вследствие этого упования мы, расширяемые скорбями, созерцаем будущее, как настоящее, и пребываем несгибаемыми в искушениях.

Иуда - царь мой

Иуда толкуется как «исповедание», ибо у святых исповедание всегда начинается с молитвы. Но Иуда может пониматься и как Господь, Который есть истинный Царь духовного Израиля и [всякого человека], зрящего Бога. Став ради нас человеком, Он, исповедуясь Отцу, говорит: Исповедаю Ти ся, Святый Отче (Мф. 11:25).

Толкование на 59 псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

«Мой есть Галаад, и Мой Манассий, и Ефрем крепость главы Моея». Галаад – название не колена, но места, а Манассий – именование колена; галаадскую же землю получил он в наследие в самом начале. Посему своею собственностию называет и колено и землю его, предвещая возвращение и заселение тех стран. И Ефрему обещает возвращение прежней силы. Вместо: «главы моея», Симмах выразился: начальства моего, то есть, сделаю его, как и прежде споборником.

«Иуда царь мой». Поелику, по возвращении из плена, колена остались неразделенными, и одного Зоровавеля, происходившаго от Иуды, имели вождем и царем: то Пророк справедливо Ефрема назвал крепостию главы или начальства, а Иуду – царем. Сказано же: «царь Мой», то есть, Мною поставленный в царя и царствующий над Моим народом. Так и у Исаии сказано: «сице глаголет Господь помазанному Моему Киру» (Ис.45:1), то есть, Мною помазанному.

Евфимий Зигабен

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий

От предка Галаада Давид восходит к предку Манассии, а именем Манассии Давид указывает на все колено Манассии, равно как и ниже другими именами—Ефрема и Иуды— на другие колена более именитые, под которыми разумеются и другие колена израильские. Он говорит, что теперь Манассий и Галаад есть мои, хотя прежде и отринул их за то, что оскорбили меня своими грехами.

Другой говорит (может быть Б. Максим): В духовном смысле чрез Галаад и Maнассию Христос изображает, что в пришествие Свое Он будет проповедовать благодать первым Иудеям. Поелику же Галаад переводится откровением, а Манассия забвением: то посему праведнику даются откровение и забвение, потому что он чрез созерцание получает откровение неизъяснимых вещей, а равно и забвение трудов добродетели по причине веселия духовного созерцания, следующего за трудами добродетели. Дидим говорит: Галаад значить переселение, а Манассий—забвение. Итак, Спаситель скажет: Мой Галаад, переселяемый из области заблуждения в область истины, из порока в добродетели и с земли на небо; мой также Манассий—называемый от забвения, то есть поставленный вдали от забвения, по которому забыл Божии блага, а теперь начинает воспоминать их (в изд. Своде).

И Ефрем крепость главы моея

Главою здесь Давид называет начальство, как перевел и Симмах. Итак, он говорит, что колено Ефремово, то есть, происходящие от сего колена сделаются сильною частью начальства, или царства Еврейского. Местоимением: μου, (моей) в выражении: главы моей—Бог усвояет Себе царство Евреев, ободряя их как свой народ.

Другой говорит: Из двух сынов, рожденных Иосифом—Ефрема и Манассии, происшедшие из колена Ефремова, отторгнув Израиля при Ровоаме, стали начальствовать в Самарии и Сикимах над девятью с половиною колунами Израильскими. Посему то и говорится здесь: Ефрем—крепость главы моей, то есть, сила начальства моего; а происшедшее от Манассии обитали в Галааде. Итак, место значилось по имени Галаада, а жители по имени Манассии. Поелику же по возвращении из Вавилона колена слились и имели одного правителя и царя Иуду Зоровавеля, то посему прилично назвал Ефрема силою и крепостью начальства, ибо от него началось царство израильское; чем обещал ему возвратить прежнюю силу и поставить его как и в древности защитником.

Иуда царь мой

Из племени, говорит, Иудова будет царь иудейский; потому что по освобождении от Вавилона царствовал у Иудеев Зоровавель, происходивший от племени Иудова. И здесь местоимение: мой, означает близость царства Иудова к Богу.

Феодорит: Это: царь мой, означает тоже, что поставленный мною царем иди царствующим над моим народом. Так написано и у Исаии: Сие говорит Господь помазаннику моему Киру (Ис. 45,1), то есть, помазанному или поставленному Мною.

Мой: (быть может Божеств. Максим); Иуду, то есть, Зоровавеля, происходящего от колена Иудова, Бог назвал царем своим, потому что он от Него поставлен царем. В высшем смысле Ефрем, что значит разширение, называется так в значении непоколебимого по вере упования на будущие блага, которое есть заступление главы праведника, иначе веры его; так как у всякого праведника глава есть вера, а равно и всякого доброго дела (она же есть глава), а надежная ее крепость есть непоколебимая надежда на будущие блага, по которой, представляя будущее как настоящее, мы расширяемся в скорбях, пребывая в искушениях непоколебимыми. Иуда переводится: исповедание; ибо молитвенное исповедание во святых есть начало всякого блага. Иуда же, то есть, всякий исповедающий и прославляющий Господа, есть жребий Его.

Еп. Ириней (Орда)

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

В ст. 9 западная и восточная часть иорданской области названы по своим главным местностям, колено Ефремове и Иудино, Галаад и колено Манассиино. Бог, Которому принадлежит св. земля и от Которого Израиль получил ее только во владение, изображается в виде воина, а страна иудейская в виде Его вооружения, в частности, колено Ефремове (как сильнейшее) изображается, как щит Его (крепость главы); колено Иудино, из коего имел произойти Царь (Быт. 49:10), – властительным железом, Его скипетром.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

Галаад (колена Рувимово и Гадово) - Заиорданская часть Палестины, Манассия (колено Манассиино) расположен там же; Ефремове колено, называется «крепостью главы» за преобладающее влияние в Иудее по своей многочисленности; «Иуда скипетр мой», так как из него избирались цари еврейского народа. Оба последние колена находились в прииорданской области - первые колена находились на севере Палестины, а последние на юге. Таким образом здесь указываются все границы Палестины и тогдашнего царства Иудейского, чтобы показать непоколебимость царства Иудейского и бесплодность нападений врагов.

См. также Толкование на Пс. 59:8

Прот. Григорий Разумовский

Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, Ефрем крепость главы моея, Иуда царь мой

См. Толкование на Пс. 59:8