Толкования на Пс. 64:10

Свт. Афанасий Великий

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Посетил ecи землю, и упоил ecu ю. Показывает, о чем радование всех народов. О чем же ином, кроме того, что удостоил землю посещения Своего и упоил ее дарованиями Своими? Река Божия наполнися вод. Рекою называет здесь евангельское слово, и говорит, что оно наполнися вод. Что же это за воды? Не Божественные ли обетования, какие возвестил достойным небесного царствия? Таковы oбетoвaния: блажени нищии духомь (Mф. 5,3), и последующие за сим ублажения. Уготовал ecи пищу им. Разумеет пищу духовную. Говорит же, что она уготована, потому что прежде сложения мира определена тайна о Христе, Который есть хлеб сшедый с небесе и даяй живот миру (Ин. 6,33; 51).

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

«Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю». Симмах перевел так: многоплодием обогати ее. Уже не нам одним приносишь духовное напоение, но до сытости напаяешь и целую вселенную: «умножил еси обогатити ю».

«Река Божия наполнися вод». Симмах все три действия представил, как нечто желаемое: посети землю и напой ее и обогати ее многоплодием из потоков Божиих, наполненных водами. Неплодную же древле вселенную Владыка соделал и благоплод-ною и многоплодною, напоив ее из Божествен-ных потоков. А сии потоки Божии, исполненные вод, кто иные, как не божественные Апостолы, о которых сказал Владыка Христос: «веруй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38); и еще: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но» вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живыя текущия в живот вечный (Ин.4:14)? А река Божия, по переводу седмидесяти, есть благодать Духа, разделяемая на потоки; и на одного изливает она слово премудрости, другому сообщает ведение, иному дарование исцелений, а иному роды языков, и чрез них напаяет вселенную. «Уготовал еси пищу им, яко тако» (есть) «уготование». Симмах перевел так: плодотворным соделаешь всякое семя ея, так основал Ты ее. Ибо, освободив ее от прежняго заблуждения, соделаешь способною приносить зрелые плоды добродетели, которые и Тебя возвеселят, и произращающих препитают. А по переводу седмидесяти, приносимый плод служит пищею самим приносящим оный. Ибо сказано «уготовал еси пищу им, яко тако уготование Твое»; то есть, для того соделал Ты их приносящими плод, чтобы питались им.

Евфимий Зигабен

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Посетил ecи землю и упоил ecи ю, умножил ecи (дождь) обогатити ю.

По освобождении, говорит, из Вавилона, Ты посетил своим промыслом всю Иудейскую землю, которая столько лет не была возделываема; и упоил ее или насытил дождем, и снова умножил на ней дождь, чтоб сделать ее богатою изобилием и плодами.

Река Божия наполнися вод

Река, говорит, Иордан наполнилась множеством вод; так как сия река более знаменита в Иудее.

По словам Афанасия, под землею разумеются люди, то есть: Ты исполнил духовными дарованиями живущих по всей земле. Река Божия есть единородный. Ибо как река начинается от источника, так и Он—от существа родившего Его, почему и Единосущен Ему. Он полон вод, потому что в Нем обитает вся полнота Божества: и мы видели, говорит, славу Его, и она полна благодати и истины. Можно разуметь под рекою и Духа Святого, как полного вод различных дарований. Слова Феодорита: Река Божия есть благодать Духа, разделяющаяся на потоки и одному льющая слово (дар) премудрости, другому подающая познание и чрез них напояющая вселенную.

Уготовал ecи пищу, им, яко тако есть уготование (приготовление ее)

Ты, говорит, приготовил для освобожденных из Вавилона иудеев пищу; ибо таким образом делается приготовление, разумеется, пищи, (что должно подразумевать отвне) т.е. чрез упоение земли дождем.

Афанасий говорит, что эта духовная пища уготована, потому что еще до основания мира определено Христово таинство.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Похвалив силу и премудрость Бога, здесь продолжает хвалить милость и благотворение Его, которое наипаче показывается в благорастворении воздуха и во орошении земли дождями, от которых родятся плоды земные, служащие в пищу человеку. Ибо земля ежели не оросится водою, а вода не смешается с землею, то никакого плода вовсе не будет. Но здесь встречается вопрос: одну ли землю Иудейскую разумеет Пророк, или всю вселенную? Некоторые относят слова сии ко всему кругу земному, но другие основательнее мнят, что Давид просто говорит здесь об одной земле Иудейской, так как доселе прославлял особливыя милости Божия ко Иудейской церкви. Сему мнению согласуют и следущия за сим слова: река Божия наполнися вод. Ибо хотя некоторые под именем реки Божией разумеют вообще все источники и моря: но сие мнение неосновательно. Пророк противополагает здесь малый и мелкий ручей Силоамский всем великим рекам, орошающим землю их, приспособляя слово к оному Моисееву месту: земля, на нюже вы идите, наследити ю, не яко земля Египетская есть, но земля нагорная и ровная, от дождя небеснаго напаяется водою (Втор. 11:10, 11). Или, может быть, в преносном смысле нарицает самый дождь рекою Божиею, так как ниже чрез пустыню и удолия разумеет сухую и невозделанную землю, которую Писание нагорною нарицает. Впрочем, хотя прославляются здесь щедроты Божии, явленныя одному токмо избранному народу, однако и наш долг требует, где бы мы ни жили, прославлять богатство Божией благости, являемое во изобилии и плодоносии земли, которая не своею силою раждает многоразличное изобилие плодов, но поелику Бог так расположил ее, чтоб могла питать людей. Сего ради прилично Пророк глаголет, что пища приуготовляется людям от расположения земли, яко таково есть уготование ея.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Ты в другие времена обыкновенно милостиво посещал землю, подавая обильный дождь и чрез него полноту благости; никогда не иссякает Твоя река, из которой падает дождь; таким образом Ты в другие времена снабдевал нас хлебом, приготовлял землю для произведения его. Умножил еси обогатити ю, т.е. обильно обогатил. Река Божия; псалмопевец разумел, кажется, реку в небесных высотах (поэтому река Божия) и считал ее источником всякого дождя; во власти могущества Божия находится эта неиссякаемая река. Уготование ея, т.е. земли; посредством дождя она таким образом приготовляется к произрастанию зернового хлеба (жита).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Яко тако есть уготование. С тою целью Ты и дал земле плодотворность, что Ты питаешь. Феодор.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Ты изливаешь на землю дождь, увлажняешь ее и покрываешь богатой растительностью

«Поток Божий полон воды» - разумеется сильный дождь, который и сейчас арабами называется рекой Божией.

Прот. Григорий Разумовский

Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод: уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование

Господь посетил землю, не всю вообще, но ту, о которой здесь говорится по связи речи, т.е. Иудейскую землю, в которую предназначен возвратить бывших в плену вавилонском иудеев. Ты, говорит псалмопевец, благоволением и милостию Твоею призрел на землю нашу, Ты обильно напоил ее водою и премного обогатил плодородием. Под рекою Божией псалмопевец разумеет, вероятно, реку в высотах небесных, которую считает неиссякаемым источником всякого дождя; в других местах Священного Писания эта река называется «хляби небесныя» (Быт. 7:11; 4 Цар. 7:2). По мнению других толковников (Зигабен), рекою Божией названа здесь палестинская река Иордан [7, с. 491]. Не без основания можно думать и так, что псалмопевец в переносном смысле рекою назвал здесь вообще обилие дождей, по воле Божией падающих с неба. Обилие дождей, падающих на землю, производит изобильное плодородие земли, от которого уготовляется людям пища. Таким образом, Господь Бог, посылающий в изобилиях реки небесной дождь на землю, тем самым уготовляет пищу людям. Таково было уготование пищи в то время, о котором говорит псалмопевец, таково же оно и во всякое время: яко тако есть уготование.

Объяснение священной книги псалмов.