Толкования на Пс. 66:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, в песнех, псалом Давиду

Содержание: И здесь опять вводится лице Апостолов, которые преподают учение язычникам и молятся об избавлении от прекословящих учению их. Посему, псалом этот сходен с предыдущим, потому что собственно говорит о благословении посвящаемого Богу, и вся почти молитва эта находится в книге Судей. Посему, так как это должно исполниться, то после пророчества о возвращении проповедует вочеловечение и пришествие Божие, а также спасение язычников. В надписании же сказано: в песнех, потому что быть песнословимым принадлежит Богу, а людям свойственно украшаться похвалами.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец, в песнех, псалом песни Давиду

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец, в песнех, псалом песни Давиду

Мысль сего псалма ясна, и для истолкования онаго нет нужды в многих словах. Ибо возвещает вочеловечение и спасительное пришествие Бога Слова, а также спасение всех народов.

Евфимий Зигабен

В конец, в песнех. Псалом песни, Давиду

Настоящий псалом надписывается «в конец», потому что, как изъясняет Феодорит, он пророчествует о вочеловечении Бога—Слова, конечное исполнение которого Давид советует иметь в виду читателям сего псалма; в «песнех», повелевает им воспевать Бога—Слово. А что значит: «псалом песни», мы уже изъяснили в 9-й главе предисловия.

Слова Афанасия: Снова и здесь лице Апостолов, при преподании учения народам, молится об избавлении от пререкающих учению их.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, в песнех, псалом песни Давиду

Налписание: в Еврейском тексте: Начальному певцу на мусикийском бряцательном орудии негиноф.

Содержание: Давид молится о благосостоянии Иудейския церкви, и просит Бога, дабы Он не токмо сохранил ее непоколебиму, но и распространил пределы ея новым приращением. Притом пророчествует о пришествии Мессии, и молится, дабы и прочие народы познали истиннаго Бога.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В конец, в песнех, псалом песни Давиду

Новейшие толковники ближайший повод происхождения этого псалма указывают в словах: земля даде плод свой; необычайно богатая жатва напомнила псалмопевцу о всеобще ожидаемом плодородии внешней природы во времена Мессии (ср. Пс. 71:16;84:12. Ис. 65 и д. Ос. 2:18. Иоиль 3 и др.) и затем об обращении всех народов; с пришествием Мессии ожидали, что благословение Его излиется как на внешнюю природу, так и на языческие народы, которые тогда присоединятся к народу Божию и богослужению Иегове (Ис. 60 и д. Мих. 4 и д.). И вот в нашем псалме псалмопевец молит о благословениях мессианского времени (ст. 2) и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками. Но нам думается, что эта обильная жатва, если бы она действительно послужила ближайшим поводом к написанию этого псалма, не только вкоротке и между прочим упомянута была бы (ст. 7); напротив можно думать, что для псалмопевца главное составляло обращение язычников и оно-то дало повод упомянуть между прочим и о преобразовании внешней природы, которого он ожидал как следствия преобразования людей.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец, в песнех, псалом песни Давиду

В еврейской Библии псалом в надписании не имеет имени автора; Семьдесят же и Вульгата указывают Давида. Связь содержания этого псалма с предыдущим в самом тоне хвалебно-торжественном, равно как приглашение всех народов к прославлению Бога, одинаково находящееся в обоих псалмах, да и самое сходство содержания с обстоятельствами жизни Езекии, когда он после чудесного избавления от ассириян (ст. 5-6), получил через пророка Исаию обетования великого урожая (7 ст. см. пр. Ис XXXVII:30), все это заставляет считать писателем псалма царя Езекию или кого-либо из его современников, воспевавших Господа именем царя.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, в песнех, псалом песни Давиду

Слово в конец, кроме того значения, какое ему дается во всех прочих псалмах переводом с еврейского («начальнику хора»), имеет здесь и ту мысль, что оно указывает на конец закона, который есть Христос Господь, Которому принадлежит вечное прославление Его в песнех, или песнопениях. Выражение псалом песни означает пение псалма, соединенное с музыкой, или такое песнопение, которое, начинаясь аккомпанементом музыки, сопровождается хоровым пением, когда сердечные чувства человека, в честь и славу Божию, изливаются совокупно в пении и музыкальных звуках. Этот псалом песни Давиду внушен Духом Святым: в нем псалмопевец молит Бога о благословениях, которые должны излиться на землю с пришествием Мессии – Христа, и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками – молит, чтобы все язы́цы познали путь Господень, т.е. все домостроительство спасения рода человеческого, уготованное чрез Сына Божия, Спасителя миру, чтобы уверовали в Него и с радостью исповедали святое имя Божие (ст. 2–5). Затем он выражает горячее желание, чтобы это время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут единодушно прославлять Господа, скорее наступило: пророческим взором он уже и видит землю – внешнюю природу – прославленной и благословенной, как во времена Мессии (ст. 6–7), и в заключение снова молит о мессианском благословении (ст. 8).

Объяснение священной книги псалмов.