Толкования на Пс. 67:2

Свт. Афанасий Великий

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его

В переводе Семидесяти речь сия произносится как желание и молитва, но по силе текста Еврейского может оная быть принята в более обширном и всеобщем смысле как сказание. Полный разум ее есть сей:

«Как Моисей при воздвижении кивота Господня говорил: востани Иегова и рассыплются врази Твои и побегут ненавидящие Тебя от лица Твоего, так и мы (говорит Давид к Церкви Иудейской и Израильской), вознося тот же кивот Господень, исповедуем благотворное могущество присутствия Божия в Церкви. Когда только восстанет Бог, изыдет из покоя вечности Своей и явит Свое присутствие и вседействующую силу во времени, в избранном соборе истинных своих поклонников на земле, тогда враги Его могущества, которые собирались вкупе на Господа и на Христа Его (Пс.2:2), дабы разрушить их Царство, разделятся и в намерениях, и в силах - расточатся; тогда ненавидящие Его истину, которым слово Царствия Его кажется юродством, не возмогут снести Его света, их обличающего, и побегут от лица Его».

Хотя же таким образом Бог восставал и являлся многочастно и многообразно; впрочем, важнейшее и торжественнейшее восстание, прообразованное воздвижением кивота, есть то, когда кивот Божественного человечества Иисус Христова вместе с завесою плоти (Евр.10:20), взимаясь от земли, предшествовал нам в горний Иерусалим, и в то же время враги Царства Христова и ненавидящие учение Его, начиная от стражей гроба Его, расточились.

Объяснение псалма LXVII.

Блж. Феодорит Кирский

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его

Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит Пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, разсеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес.

Евфимий Зигабен

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его

Да воскреснет (восстанет) Бог и расточатся врази Его

Поелику до пришествия Христова демоны господствовали над людьми, и ни ангел, ни человек не в состоянии был подать помощь порабощенным им людям, то посему Давид сими словами просит самого Создателя людей— Бога о подаянии помощи находившемуся под жестокою властью творений Его. При сем надобно прилично представлять Божие восстание, именно—как действие Божие в отношении к защите. Хотя здесь слово: да восстанет, а равно и другие слова имеют (на греческом языке) вид повеления, но они имеют значение желания—такого: о если бы Бог восстал и сделал отмщение! Под врагами же Божиими в собственном смысле разумеются демоны, как отступники и противники Его.

Слова Oригeнa: Что касается до истины, то Бог непреложен и неизменен: но для нас Он иногда представляется сидящим, ибо не прилично Ему стоять пред судимым. Ибо книги открылись и судилище (Судья) село (сел). Для святого, к которому относятся слова: верующий в Меня не будет судим, Он и не сидит, а стоит, почему и говорит: А ты стань здесь со Мною (Вт. 5,31). Для недостойного помощи не дремлющий спит; а когда он кается, Господь встает как бы от сна. Феодорита: Восстанием называет не только прекращение долготерпения, но и воскресение Спасителя мира чрез три дня после принятия за нас добровольной смерти. Так и мы обыкновенно возбуждаем слишком тихих судей к заботливости об обижаемых, прося их восстать и прекратить дерзость обидчиков. И Афанасия: Сии слова означают восстание Божие на осуждение нечистых демонов. Ибо явлением Его они прогнаны и лишились владычества над людьми. Феодорита: Как если, говорит, страшный и самый сильный вождь восстанет, то рассыпает всех врагов: так и для Господа невидимых сил довольно только восстать, чтоб низложить врагов.

И да бежат от лица Его ненавидящии Его

О когда бы, говорит, от лица Божия, то есть, от явления Его, не снося пришествия Его во плоти, бежали все питающие ненависть к Нему. Ибо где оказывается присутствие Бога, оттуда тотчас убегают враги Божии.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 2-3 Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его. Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия

Сии слова полагает вместо предисловия, в котором предуведомляет, о каких вещах во псалме сем говорить намеревается. Сущность слов состоит в том, что хотя Бог на время и попускает нечестивым озлоблять Его церковь, однако наконец возстанет и отмстит им; и что для верных довольно находить защиту в Его помощи. Впрочем, слова сии взяты из четвертой книги Моисеевой, Чис. 10:34. Он предписал употреблять сей образец молитвы при случае преношения кивота с места на место, дабы верные, взирая на сей священный залог, яко на видимый присутствия Божия знак, были благонадежны и спокойны. Аки бы сказал, что Бог не имеет нужды в великом приуготовлении для поражения врагов, ибо они в Его состоят власти,и что довольно для Него перст поднять, и всех их разсыпать. Зело утешительно и то, что враги, угнетающие церковь, нарицаются врагами Бога, Который, приняв нас под Свое покровительство, не иначе раздражается наносимыми нам обидами, как бы было раздражаемо собственное величество Его. Пророк еще лучшеи зображает, коль легко и удобно Богу разрушить все усилия врагов наших, употребляя следующее прекрасное подобие: яко исчезает дым, тако исчезнут; и яко тает воск от лица огня, тако погибнут. Нам почти не вероятно кажется, чтоб толикая сила, какую враги имеют иногда, вдруг исчезала и погибла. Но Дух Святый сим образом хотел исправить чрезмерную боязливость нашей плоти, аки бы сказал: враги ваши не имеют такой крепости, какую вы в них воображаете, они как дым исчезают; вы обманываетеся судя по видимому о крепости их, и не помышляя, что пред лицем Божиим и самыя горы, яко воск, растаивают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его

Когда подымали ковчег завета для путешествия, Моисей всякий раз говорил: восстани, Господи, и да рассыплются врази твои, и да бежат еси ненавидящие Тебе (Числ. 10:35). Повторяя эти слова, составитель этого псалма, вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег завета, молится, чтобы Бог и впредь так действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамлял врагов Своих и Своего народа, а Своему народу доставил благодатное утешение. С преднесением ковчега завета в войнах Давида многие враги были уже побеждены, но еще некоторые оставались непобежденными и угрожали нападением на Иудею; отсюда его молитва, соединенная с благодарностию за полученные победы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его

Да восстанет Бог и рассеет врагов, как дым. Праведники же да возрадуются

«Да восстанет Бог». Здесь разумеется обычай древних евреев брать в своих военных походах Ковчег Завета. Последний воодушевлял евреев, так как на нем присутствовал сам Бог, а потому Он являлся как бы военачальником, предводителем народа.

Прот. Григорий Разумовский

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица его ненавидящии Его

Когда подымали евреи ковчег Завета для путешествия по пустыне, Моисей всякий раз говорил: «Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящии Тебе» (Чис. 10:35). Повторяя почти буквально те же слова пророка Божия, псалмопевец – не кто иной, как царь Давид, – вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег Завета, молился, чтобы Господь Бог и впредь так же действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамляя врагов Своих и Своего народа. Он как бы так говорит здесь: Бог не имеет нужды в великом приготовлении для поражения врагов; потому что они состоят в Его власти, и что довольно для Него поднять перст, и все они рассыплются. Враги же, о которых говорит здесь псалмопевец, суть те нечестивые противники Церкви Божией, которые «собирались вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2:2), чтобы разрушить Их царство; они разделятся и в намерениях их и в силах, и ненавидящие истину Божию не возмогут терпеть Его света, их обличающего, и они побегут от лица Его.

Объяснение священной книги псалмов.