Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его
Предсташа царю земстии, т. е. сами себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали это и святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4,26–27). И князи собрашася вкупе, — упомянутые выше книжники, фарисеи и законники. На Господа и на Христа Его. Ибо злоумышление против Христа есть злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?
Толкование на псалмы.
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его
Предсташа. Торжественно противостали новому Царству Мессии и заявили враждебный ему дух свой. Еврейское слово: иацав — стоять, в форме гиптаел, себя выставлять,— для присоединения к кому, как иереи к Ровоаму (см.: 2 Пар.11,13) (также — 70 судей предстают пред скинию (см.: Чис. 11,16). Моисей представляется фараону [см.: Исх. 8,20; 9,13]), или с целью противления, как Ангел— Валааму (см.: Чис. 22,22) (также — как Голиаф пред войском израильским [см.: 1 Цар. 17,16; ср.: 2 Цар. 23,1, 10; Втор. 9,2; 2 Пар. 20,6; Иов. 33,5; Втор. 7,24; 11,25 и Нав. 1,5; Иов. 41,1]). И в нашем месте — означается явная и упорная враждебность, не кроющаяся, но выступающая открыто с хвастливостью и самоуверенностью…
Царие. Не неразумная только чернь с буйством восстает против истины, а сами цари и главы народов, кои не только не усмиряли народных восстаний, но поощряли их. Под царями земными разумеют Ирода и Пилата (см.: Деян. 4,27), но не исключительно, конечно. Как исключить Ирода Великого, который готовил убийство Мессии еще Дитяти? Как исключить последующих гонителей, кои покушались уничтожить малое Христово стадо? (Потому не следует брать здесь в уважение замечание грамматиков, по коему иногда множественное берется за одно из многих,— например разбойники за одного из них (см.: Мк.15,32 и Лк. 23,39), ученики вместо одного из них (см.: Мф. 26,8; Ин. 12,4). Будто тут царие — стоит вместо одного царя,— Ирода.) Очевидно, это пророчество представляет непрерывно-бесконечную некую хронологию Царства Мессии и живописует лик Его в мире сем до конца мира безжалостно-злобно поражаемым врагами Его. Также нет основания слово: земстии — понимать только как святую землю, или Палестину. Скорее, цари земли противополагаются Верховному Царю Небесному, о Коем тотчас начинается речь (стих 3), и именуются несколько презрительно и иронически… ибо что могут прузи сии (саранча) против Того, Кто содержит круг всей вселенной? Так у Исайи (см.: Ис. 40,22): что Земля, порошинка сия, пред необъятной широтою небес и числом тел, напоминающих его? И что точечка сия, Иудея, или хоть Италия или Испания пред всем телом Земли? Сюда очень приложима шуточная речь Сократа к Алкивиаду, когда тот несколько надмевался своею добычею: обозначьте, где это, мне на карте географической,— зная, что добытое было столь мало, что никаким знаком на карте обозначить его было невозможно.
И князи, то есть кои после царя, исполнители его велений, и советники или вельможи в государстве, избранные в правительственный совет,— в Иудее таковы были члены синедриона великого, между коими Анна и Каиафа и другие. LХХ и евангелист Лука в Деян. 4,5 называют их αρχοντες, как назван и Никодим (см.: Ин. 3,1, 10). Отличительную черту их указывает святой Павел: князи века сего (ср.: 1 Кор. 2,6).
Собрашася вкупе. По-еврейски: сговорились в собрании совещательном… Перевод LХХ: συνηχθησαν επι το αυτο. Халдейский перевод: associate sunt una— вступили в сообщество и союз. Симмах: και υπαρχοι συσκεπτονται ομοθυμαδον. Начальники совещаются единодушно, чтобы, действуя поодиночке, не замешкаться или не оказаться слабыми и не потерпеть неудачи — се, сговорились действовать заодно, основали общество. (Еврейское слово: иасад — в этом смысле два раза встречается: у Ис. 44,28,— об основании Киром храма в Иерусалиме,— и <в> Исх. 9,18 — об основании или начале земли Египетской [ср.: Пс. 101,26; 81,5].) К этому можно подвести и другое значение, какое может иметь слово сие, если производить его от сур, arcanum,— секрет, тайна, именно — совещаться тайно о каком-либо деле, установить свои о нем понятия и виды и средства и таким образом воодушевить и подкрепить себя на дело. (В таком смысле, кроме сего места, оно встречается еще <в> Пс. 30,14 [внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша].) Как основание есть начало и главная часть здания; так и совещание есть как бы идеальное построение дела, по которому должно вестись потом оно и при самом исполнении. Исполнение сего пророчества очевидно в неоднократных совещаниях против Христа (см.: Ин. 9,22): о взятии Его лестью (см.: Ин. 11,47-53); о вопросах Ему (см.: Мк. 12,13; Мф. 22,34-35); о пресечении распространения Евангелия (см.: Деян. 4, 15-17; 5,33); об изыскании ложных свидетельств (см.: Мк. 14,55); а потом — в определениях римского сената и указов императоров.
На Господа. Вот на Кого направили стрелы свои! Вот на Кого вооружились все и всеми силами и способами! На Того, Кто есть Господь всяческих (Иегова Сый),— от Коего все получило свое бытие и без Коего ничто не существует и существовать не может! Таков Бог в нераздельной Триипостасности естества, но здесь, может быть, разумеется преимущественно Бог Отец, так как о Боге Сыне, Мессии, тотчас прилагается слово. Подразумевать здесь и Духа Святого дают повод очевидные противления Ему иудеев, и Господом обличенные, и Апостолами замеченные (см.: Деян. 7,51).
И на Христа — по-еврейски: Месиах. Мессия, еже есть сказаемо Христос (Ин. 1,41). Месиах от масах — помазывать, как Христос от χριω. Помазание приписывается, во-первых, патриархам, хотя об акте и чине помазания их в Писании нигде не говорится: Пс. 104,15 (не прикасайтеся помазанным моим) — по ходу мыслей это об Аврааме, Исааке и других (сличи: стих 9 и Быт. 26,3). Во-вторых, помазывались Пророки, как Елисей Илиею (см.: 3 Цар. 19,16). В -третьих,— первосвященники, коим на лбу, под бровями, начертывали следующего вида крест: X (по уверению Кимхия, в толковании на Пс. 132, и раввина Соломона, на Исх. 29,7). В-четвертых,— цари, у которых, по свидетельству тех же, начертывалось О — круг, знак полноты и совершенства. И Саул именуется помазанником Божиим (см.: 1 Цар. 12,3), и Кир (см.: Ис. 45,1), который по сей причине некоторыми почитается прообразом Мессии, чего ради и пастырем назван (см.: Ис. 44,28, с Еврейского),— но, в-пятых, преимущественно или в собственном смысле имя Мессии принадлежит обетованному Искупителю рода человеческого, как Пророку, Первосвященнику и Царю, Которого предызображали только все ветхозаветные Пророки, первосвященники и цари и Который был помазан не видимым и чувственным каким помазанием, но невидимым духовным помазанием, Духом Святым (см.: Пс. 44,8; Ис. 61,1; Деян. 10,38 и прочее). В настоящем месте очевидно Мессия стоит в последнем значении, как требует сочетание слов: Иегова и Мессия Его. Хочет внушить Пророк, что не только Их едино есть Царство, но и едино Им должно быть и поклонение. Почему нераздельна и непокорность и противление Им, так что оно, оказано бывши одному, тем самым оказывается и другому. Иже не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшего Его (ср.: Ин. 5,23 и следующее). Это Тот Мессия, Который есть истинный Сын Божий, Единородный Господь и Владыка всяческих, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение (см.: Деян.4,25; Евр. 1,5; Притч. 8,22; Апок. 22,7; 11,15-16; 19,15).
Толкование на некоторые псалмы.
Вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его
Слово: «языцы» употребляет Пророк не с членом (τὰ ἔθνη), чтобы не подать тебе мысли, будто бы включает сюда всех, но без члена (ἔθνη), наводя мысль твою на нечто частное. Поелику Иудеи, взяв Иисуса Христа, предали Его язычникам, то Давид спрашивает: какая была тому причина, или что такое сделалось, почему народ Божий пришел против Него в движение, и предал Его в руки язычникам?
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его
См. Толкование на Пс 2:1
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его.
Прежде сказал вообще: вскую шаташася язы́цы и людие? А здесь во особенности глаголет, кто суть оные язы́цы и людие, и противу Кого возмятошася, показывая, что мятеж оный не от простаго народа начался, но от верховных людей, яко‐то от царей и князей. Первый бо возмутившийся был Ирод царь, как читаем у Евангелиста Матфеа в главе 2. Ему последовали князи и другие знатные люди. Смутившуся бо Ироду, весь Иерусалим смутился с ним (Мф. 2:3). Потом в самое время страдания Господня, паки иный Ирод и Понтийский игемон Пилат с князьми и прочими знаменитыми людьми Иудейскими на Христа возстали. Наконец, даже и по страдании и по вознесении Христовом, гонения от царей и князей начало восприимали. Впрочем, хотя мятеж оный, по-видимому, противу Христа намереваем был, а не противу Бога, паче же происходил под предлогом защищения славы Божия, но в самой вещи склонялся на Самого Бога. Сего ради Пророк присовокупил рещи: на Господа и на Христа Его. Ибо Христос Божественными Своими делами доказал, что Он был истинный Сын Божий. А кто ненавидит Сына, тот ненавидит и Отца.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его
См. Толкование на Пс. 2:1
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его
См. Толкование на Пс.2:1
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его
По переводу с еврейского сей стих читаем: «Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его». В этом стихе еще яснее, чем в первом, выражено, кто именно, какие крамольники и мятежники и против кого именно возмутились и восстали. Возмущение, или восстание, произошло и началось не от простого народа, но от верховной власти, со стороны царей и князей. Так и случилось. Первый возмутившийся против Христа, при самом рождении Его, был царь Ирод; ему последовали затем в этом возмущении князья и другие знатные люди, как читаем в Евангелии: «Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:3). Затем, во время страданий Господа Иисуса Христа, опять с новой силой восстали против Него другой Ирод и игемон Пилат Понтийский с князьями и прочими знаменитыми людьми иудейской земли. Наконец, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, открылись гонения на веру и Церковь Христову, и опять же эти гонения и возмущения против христианской Церкви начинались по приказу и распоряжению таких же правителей иудейских и потом императоров римских. И хотя эти восстания и гонения предпринимались, по-видимому, против Христа-человека, а не Бога, как говорили неверующие в Него, и под предлогом защиты славы Божией; но тем не менее гоним был Христос Господь, Сын Божий. А так как «Сын во Отце и Отец в Сыне» (Ин. 14:10–11), и «Отец и Сын едино суть»; то и восстание врагов Христовых было не на кого другого, как на Господа и на Христа Его. Потому что «кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23).
Объяснение священной книги псалмов.