Толкования на Пс. 67:5

Свт. Афанасий Великий

Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним

Путесотворите Восшедшему на запады. Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями на последок времен явившегося во плоти живущим на земле. Или, Восшедшему на запады значит Снисшедшему даже до ада.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним

Два слова в сей речи производят несогласие в переводах: ץבבוה и יה.

Первое из них, по переводу Семидесяти запады, по Акиле и Симмаху значит την αοικητον необитаемую страну, что согласно с употреблением оного слова во многих местах Святаго Писания: Иов.24:5; 29:6; Ис.33:9; 40:3; Иер.50:12. Но Евреи, как то Кимхий, разумеют под оным высочайший круг небес или то, что Апостол Павел называет απροσιτον (1Тим.6:16).

Слово יה некоторые почитают сокращением имени יהוה, но догадка сия приводится в сомнение тем, что имена сии употребляются иногда оба вместе (Ис.12:2; 26:4). По сей причине другие полагают, что יה собственно значит благолепие, от יאה (Иер.10:7).

Пророк призывает Церковь к пению и бряцанию. Как между пением и бряцанием наружным та разность, что первое совершается более простым и беспосредственным действием поющего, а второе представляет более сложности, разнообразия и орудий посредствующих, то во внутреннем и духовном разумении, по изложению некоторых (Breviar[ium] in Psal[mos] in Opp[eribus] Hieronym[i] - Evs[ebii] Caes[ariensis] Comm[entarium] in Psalmos, пением означается созерцание, а бряцанием - деятельность, а оба вместе составляют прославление Бога в телесех и в душах.

Далее пророк повелевает путесотворить, то есть устроить и украсить путь шествующему по пустыням. В приспособлении настоящего псалма к известному особливому случаю воззвание сие может иметь сей определенный смысл:

«Как для торжественного шествия победителей или владык изравнивают и уготовляют путь, так церкви Иудейская и Израильская благоговением и духовною радостию да устроят и украсят путь Седящему на херувимех (1Цар.4:4; Пс.79:2; 98:1) кивота, и в сем знамении присутствия Своего, яко в колеснице, начиная от пустыни Синайской, победоносно и торжественно шествующему в избранное место селения своего, Иерусалим».

Но более обширное и высшее знаменование дать можно сему воззванию Давида, если сравнить оное с подобным воззванием Исаии (Ис.40:3), которое изъяснено в Новом Завете (Мф.3:2,3). По сему соображению уготование пути Богу есть покаяние и обращение, и шествие Бога по пустыням есть то же, что приближение Царствия Божия. Посему-то чрез шествие на запады или по пустыням Евсевий разумеет воплощение, другие - смерть Иисуса Христа, иные - продолжение и распространение Церкви в мире, ее прехождение от народа к народу, от Иудеев к язычникам, от стран восточных к западным (Breviar[ium] in Psal[mos] - Comm[entarium] Tyrin).

Слова во Иаге имя Его некоторые соединяют в один разум с предыдущими: шествующему по пустыням во Иаге, то есть в благолепии Своего имени. Но Семьдесят толковников и Симмах дают оным собственный полный разум:

«Тот, которого торжество украсить призывается Церковь, есть Иаг, по самому имени Бог благолепия».

«И пред сим-то Богом, - присовокупляет пророк, - в ощущении благодатного присутствия Его, взыграйте верующие и любящие, отложа попечения житейские и страх рабский».

Объяснение псалма LXVII.

Прп. Исидор Пелусиот

Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним

Имя Богу - Восток, и Он - Свет неприступный; спрашиваешь, как же возшел на запады? Отвечаю. Восток имя Ему, так как Божество безначально, и есть вечный Свет. Восхождение же на запады есть общение с человеческим убожеством, этим западом и подобием ночи, если сравнить его с горнею светлостью, потому что несравнимы были Божество и убожество наше, пока не соединил их в Себе Художник.

Письма. Книга I.

Блж. Феодорит Кирский

Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним

Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них (Лев.26:12). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: уравняйте путь ездящему по земле необитаемой. Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая»1)(Ис.35:1); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (Ис.54:1). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды, и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим.

Евфимий Зигабен

Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним

Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады

Господь имя Ему. Вы, говорит, прежде упомянутые, удостоившиеся такой радости—воспойте Богу и пойте имени Его, побуждаясь к тому чрезмерною любовью к Нему. А выражение: сотворите путь, по словам Феодорита, относится к Апостолам, которым обитавший в Давиде Дух повелевает идти к народам и своею проповедью приготовить в душах их путь, или вход явившемуся Христу, что сходно с словами предтечи Иоанна: уготовайте путь Господу (Лук. 3,4): сотворите, говорит, путь, то есть, приготовьте и исправьте в душах дорогу Христу, сбросив с ней всякое препятствие. Сказал: восшедшему на запады, потому что Христос, будучи свет недоступный и солнце правды, Сам воссел на души человеческие, и стал обитать в них посредством веры. А души сии были запады (вечера) и ночи, по причине густого мрака заблуждения, издавна разливавшегося в них. Или западами называется мир, согласно с сими словами: и свет во тьме (то есть, в мире) светит (Иоан. 1,5). За сим сказывает имя Христово, что Он называется Господь всех вообще существ, чтобы яснее было сказано, что Он Бог.

Слова Оригена: Кто воспевает (песнь), тот употребляет один голос; а кто поет, тот употребляет и орган. Итак, представь себя без тела, и тогда понимай слово: воспевать (песнь). Помысли о себе и о теле, и тогда представляй себе выражение петь (при звуке псалтири). Ибо воспевает Богу тот, у кого душа научается истинам веры, кто от очищенного ума воссылает приличное богословие; а поет (и бряцает) имени Его тот, кто посредством движений телесных и употребления чувств поступает так, что зрители его прославляют за сие имя Божие.

Слова Исидора Пелусиотского: Имея имя востока и будучи неприступный свет, как Бог восшел на запады? Имя Ему восток потому, что Он есть безначальное Божество, вечный свет. А восхождение на запады есть участвование в человеческой бедности, которое есть запад и уподобляется ночи по сравнению с верховною светлостью. Потому-то восток и является на западах, чтобы чрез сияние света во тьме, мрак претворился в луч. Григория Богослова: И возшедший на небо небес, на востоки собственной славы и светлости, является на западе нашей низости и нашего смирения. Евсевия: Солнце правды, говорит, приняв на себя образ раба и как бы спрятав в нем лучи своего Божества и зашедши в тело, или и в самую смерть, прогнало от человеческих душ разлившийся в них мрак. А Феодорит, изъясняя псалом сей буквально, говорит, что, когда кивот вступал в Палестину, несшие его смотрели к западу по самому местоположению. У Феодорита написано еще и сие: Под западом можно разуметь и последнее время, в которое Христос—Бог сделался человеком от Девы. Слова Афанасия: Благоукраситесь, говорит, к шествию по путям Его—в последние времена явившегося на земле с плотью. Или возшедшему на запады—прошедшему путь до ада. Другой, разумея сие место более утонченно, говорит, что зло и диавол часто принимают образ света; почему и сказано: свет нечестивых погаснет (Прит. 13,9). Итак, когда зайдет и исчезнет в душе человека зло и преобразующийся дьявольский свет (который действительно есть тьма); тогда взойдет и воссияет в душе сей мысленное солнце правды, производящее истинный свет, блестящий как молния, ибо благоукрашенный и готовый для него путь есть запад злого и дьявольского дня, так как невозможно, чтобы в одном лице находились вместе зло и добродетель, свет и тьма.

И радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его

Это: радуйтесь—подобно прежде сказанному: да возрадуются пред Богом; смятутся—имеет сходство с словами: да бежат от лица Его!

Слова Феодорита: Сие смятение и страх демонов показывает и история в божественных Евангелиях. Ибо мы слышим в ней слова их: что Тебе до нас, Сын Божий? Ты пришел сюда преждевременно мучить нас.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 5-7 Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним. Да смятутся от лица его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех

Воспойте Богу, пойте имени Его. Сими словами располагает верных к хвалению Бога. Причину хвалы прежде полагает общую (как сказано выше), показывая, что Бог силою Своею содержит и управляет весь свет: потом особенную, или частную, понеже печется о бедных, и хранит под Своим покровительством вдов и сирот. В доказательство безпредельной Божией силы берет то, что Бог ходит на облаках, которыя преносят Его мгновенно от востока до запада: отсюду заключает, что Он превыше всего мира, так что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Следущия за сим слова, Господь имя Ему, с намерением полагает. Ибо как в тогдашния времена весь почти свет заражен был суеверием и наполнен ложных богов кумирами: сего ради хотел единому истинному Богу дать место, повелевая всем идолам сокрыться, когда исходит на среду Бог Израилев. Но понеже не довольно было бы для верных почитать Бога с рабским страхом, Котораго и нечестивые трепещут и чтут принужденно: сего ради повелевает с веселием и радостию приступать к Нему, глаголя, радуйтеся пред Ним. Потом и о чудной благости Его проповедует, показывая, что Он и сирот и вдовиц посещать не гнушается, и что непостижимая слава Его не препятствует Ему быть к нам снисходительну, коль не велико между Им и нами грешными разстояние. Ибо под именем сирых и вдовиц, без сомнения, чрез фигуру синекдоху объемлет всех тех, коих мир, яко недостойных воззрения и помощи, обыкновенно презирает. Люди, по большей части, оказывают услуги там, где есть некоторая надежда вознаграждения, и потому везде почти первое место занимает достоинство и блеск, откуду происходит то, что нищие повсюду лежат презренны, но Бог печется о них. Следующия слова, Бог в месте святем Своем, хотя к небу отнесем, хотя ко храму, будут весьма согласны с настоящею материею. Ибо Бог не так заключен на небеси, чтоб сидел там празден, но паче небо служит Ему вместо престола, откуду простирает Он взор Свой на вселенную, и оную судит. А как избрал Он жилище и посреди людей, откуду милостиво их к Себе призывает, то для сирых и убогих нет лучшаго утешения, как слышать, что могут найти Его недалеко. В следующем стихе и другие виды благости присовокупляет, глаголя: Бог вселяет единачествующия в дом, то есть, людей безпомощных и от всех оставленных благословляет счастливым супружеством, и умножает в домах их изобилие, а связанных разрешает от уз, изводит от плена и дает свободу. В последнем члене нечестивым презрителям Бога возвещает суд, не токмо для устрашения их, но и для того, дабы верные не завидовали счастию тех, которые хотя на время и процветают, однако благополучие их, наконец, обратится им в погибель. Ибо жить в местах безводных, или жить во гробах, не что иное означает, как быть всего лишену, и не иметь участия в Божиих отеческих щедротах.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним

К такой благодарности псалмопевец возбуждает и участвующий в процессии народ; он должен петь Господу, идущему в шехине над ковчегом в Сионе, похвальную песнь, достойным образом прославлять Его; ибо Тот, во Имя и в честь Коего совершается процессия, есть могущественный Бог, защитник и освободитель Своего народа, милостивый даже к врагам, когда они обращаются к Нему. Путесотворите – во всяком случае указывает на духовное приготовление пути (ср. Ис. 40:3, 4; Мал. 3:1); по связи речи должно приготовить путь Господу славословием, рассыпать Ему по дороге венки благодарственных песней. Из слов – возшедшему на запады, заключают, что процессия шла с запада на гору Сион; – может быть, запад – вечер – тьма; во тьме, в темном облаке, Бог восходит как бы на Своей колеснице, когда приближается на суд против Своих врагов; ср. Пс. 17.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним

Пойте Господу, Который является отцом сирых

Давид приглашает всех евреев воспевать Бога, великого победителя и их защитника.

Далее с 6 стиха Давид перечисляет многочисленные благодеяния, которыми Господь осыпал евреев с начала их исторической жизни.

Прот. Григорий Разумовский

Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним

Для лучшего уразумения смысла изречений этого стиха нужно принять во внимание новейший перевод его с еврейского на русский (издан в 1892 г.), по которому первая половина его читается так: «пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах». Этими словами псалмопевец приглашает верующих к песенному прославлению Бога за ту беспредельную и неограниченную силу Его, по которой Он, шествуя на облаках небесных, мгновенно переносится от востока до запада, чем и показывает, что Господь Бог превыше всего мира, что с Ним ни в какое сравнение не могут идти все те божества языческие, которым поклонялись разные народы; что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Далее, желая показать, что Един есть Бог, Который управляет всем миром и владычествует над ним, как полновластный господин или хозяин в своем доме, говорит, что имя Ему Господь. И этот-то Господь Бог Израилев не таков, как другие мнимые боги, которые своих поклонников устрашают и угрожают казнями, и потому верные должны относиться к Нему не с рабским страхом, а приступать к Нему с радостию и веселием: и радуйтеся пред Ним.

Объяснение священной книги псалмов.