Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним
Путесотворите Восшедшему на запады. Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями на последок времен явившегося во плоти живущим на земле. Или, Восшедшему на запады значит Снисшедшему даже до ада.
Толкование на псалмы.
Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним
Два слова в сей речи производят несогласие в переводах: ץבבוה и יה.
Первое из них, по переводу Семидесяти запады, по Акиле и Симмаху значит την αοικητον необитаемую страну, что согласно с употреблением оного слова во многих местах Святаго Писания: Иов.24:5; 29:6; Ис.33:9; 40:3; Иер.50:12. Но Евреи, как то Кимхий, разумеют под оным высочайший круг небес или то, что Апостол Павел называет απροσιτον (1Тим.6:16).
Слово יה некоторые почитают сокращением имени יהוה, но догадка сия приводится в сомнение тем, что имена сии употребляются иногда оба вместе (Ис.12:2; 26:4). По сей причине другие полагают, что יה собственно значит благолепие, от יאה (Иер.10:7).
Пророк призывает Церковь к пению и бряцанию. Как между пением и бряцанием наружным та разность, что первое совершается более простым и беспосредственным действием поющего, а второе представляет более сложности, разнообразия и орудий посредствующих, то во внутреннем и духовном разумении, по изложению некоторых (Breviar[ium] in Psal[mos] in Opp[eribus] Hieronym[i] - Evs[ebii] Caes[ariensis] Comm[entarium] in Psalmos, пением означается созерцание, а бряцанием - деятельность, а оба вместе составляют прославление Бога в телесех и в душах.
Далее пророк повелевает путесотворить, то есть устроить и украсить путь шествующему по пустыням. В приспособлении настоящего псалма к известному особливому случаю воззвание сие может иметь сей определенный смысл:
«Как для торжественного шествия победителей или владык изравнивают и уготовляют путь, так церкви Иудейская и Израильская благоговением и духовною радостию да устроят и украсят путь Седящему на херувимех (1Цар.4:4; Пс.79:2; 98:1) кивота, и в сем знамении присутствия Своего, яко в колеснице, начиная от пустыни Синайской, победоносно и торжественно шествующему в избранное место селения своего, Иерусалим».
Но более обширное и высшее знаменование дать можно сему воззванию Давида, если сравнить оное с подобным воззванием Исаии (Ис.40:3), которое изъяснено в Новом Завете (Мф.3:2,3). По сему соображению уготование пути Богу есть покаяние и обращение, и шествие Бога по пустыням есть то же, что приближение Царствия Божия. Посему-то чрез шествие на запады или по пустыням Евсевий разумеет воплощение, другие - смерть Иисуса Христа, иные - продолжение и распространение Церкви в мире, ее прехождение от народа к народу, от Иудеев к язычникам, от стран восточных к западным (Breviar[ium] in Psal[mos] - Comm[entarium] Tyrin).
Слова во Иаге имя Его некоторые соединяют в один разум с предыдущими: шествующему по пустыням во Иаге, то есть в благолепии Своего имени. Но Семьдесят толковников и Симмах дают оным собственный полный разум:
«Тот, которого торжество украсить призывается Церковь, есть Иаг, по самому имени Бог благолепия».
«И пред сим-то Богом, - присовокупляет пророк, - в ощущении благодатного присутствия Его, взыграйте верующие и любящие, отложа попечения житейские и страх рабский».
Объяснение псалма LXVII.
Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним
Имя Богу - Восток, и Он - Свет неприступный; спрашиваешь, как же возшел на запады? Отвечаю. Восток имя Ему, так как Божество безначально, и есть вечный Свет. Восхождение же на запады есть общение с человеческим убожеством, этим западом и подобием ночи, если сравнить его с горнею светлостью, потому что несравнимы были Божество и убожество наше, пока не соединил их в Себе Художник.
Письма. Книга I.
Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним
Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них (Лев.26:12). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: уравняйте путь ездящему по земле необитаемой. Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая»1)(Ис.35:1); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» (Ис.54:1). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды, и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим.
Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним
Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады
Господь имя Ему. Вы, говорит, прежде упомянутые, удостоившиеся такой радости—воспойте Богу и пойте имени Его, побуждаясь к тому чрезмерною любовью к Нему. А выражение: сотворите путь, по словам Феодорита, относится к Апостолам, которым обитавший в Давиде Дух повелевает идти к народам и своею проповедью приготовить в душах их путь, или вход явившемуся Христу, что сходно с словами предтечи Иоанна: уготовайте путь Господу (Лук. 3,4): сотворите, говорит, путь, то есть, приготовьте и исправьте в душах дорогу Христу, сбросив с ней всякое препятствие. Сказал: восшедшему на запады, потому что Христос, будучи свет недоступный и солнце правды, Сам воссел на души человеческие, и стал обитать в них посредством веры. А души сии были запады (вечера) и ночи, по причине густого мрака заблуждения, издавна разливавшегося в них. Или западами называется мир, согласно с сими словами: и свет во тьме (то есть, в мире) светит (Иоан. 1,5). За сим сказывает имя Христово, что Он называется Господь всех вообще существ, чтобы яснее было сказано, что Он Бог.
Слова Оригена: Кто воспевает (песнь), тот употребляет один голос; а кто поет, тот употребляет и орган. Итак, представь себя без тела, и тогда понимай слово: воспевать (песнь). Помысли о себе и о теле, и тогда представляй себе выражение петь (при звуке псалтири). Ибо воспевает Богу тот, у кого душа научается истинам веры, кто от очищенного ума воссылает приличное богословие; а поет (и бряцает) имени Его тот, кто посредством движений телесных и употребления чувств поступает так, что зрители его прославляют за сие имя Божие.
Слова Исидора Пелусиотского: Имея имя востока и будучи неприступный свет, как Бог восшел на запады? Имя Ему восток потому, что Он есть безначальное Божество, вечный свет. А восхождение на запады есть участвование в человеческой бедности, которое есть запад и уподобляется ночи по сравнению с верховною светлостью. Потому-то восток и является на западах, чтобы чрез сияние света во тьме, мрак претворился в луч. Григория Богослова: И возшедший на небо небес, на востоки собственной славы и светлости, является на западе нашей низости и нашего смирения. Евсевия: Солнце правды, говорит, приняв на себя образ раба и как бы спрятав в нем лучи своего Божества и зашедши в тело, или и в самую смерть, прогнало от человеческих душ разлившийся в них мрак. А Феодорит, изъясняя псалом сей буквально, говорит, что, когда кивот вступал в Палестину, несшие его смотрели к западу по самому местоположению. У Феодорита написано еще и сие: Под западом можно разуметь и последнее время, в которое Христос—Бог сделался человеком от Девы. Слова Афанасия: Благоукраситесь, говорит, к шествию по путям Его—в последние времена явившегося на земле с плотью. Или возшедшему на запады—прошедшему путь до ада. Другой, разумея сие место более утонченно, говорит, что зло и диавол часто принимают образ света; почему и сказано: свет нечестивых погаснет (Прит. 13,9). Итак, когда зайдет и исчезнет в душе человека зло и преобразующийся дьявольский свет (который действительно есть тьма); тогда взойдет и воссияет в душе сей мысленное солнце правды, производящее истинный свет, блестящий как молния, ибо благоукрашенный и готовый для него путь есть запад злого и дьявольского дня, так как невозможно, чтобы в одном лице находились вместе зло и добродетель, свет и тьма.
И радуйтеся пред Ним. Да смятутся от лица Его
Это: радуйтесь—подобно прежде сказанному: да возрадуются пред Богом; смятутся—имеет сходство с словами: да бежат от лица Его!
Слова Феодорита: Сие смятение и страх демонов показывает и история в божественных Евангелиях. Ибо мы слышим в ней слова их: что Тебе до нас, Сын Божий? Ты пришел сюда преждевременно мучить нас.
Ст. 5-7 Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним. Да смятутся от лица его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех
Воспойте Богу, пойте имени Его. Сими словами располагает верных к хвалению Бога. Причину хвалы прежде полагает общую (как сказано выше), показывая, что Бог силою Своею содержит и управляет весь свет: потом особенную, или частную, понеже печется о бедных, и хранит под Своим покровительством вдов и сирот. В доказательство безпредельной Божией силы берет то, что Бог ходит на облаках, которыя преносят Его мгновенно от востока до запада: отсюду заключает, что Он превыше всего мира, так что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Следущия за сим слова, Господь имя Ему, с намерением полагает. Ибо как в тогдашния времена весь почти свет заражен был суеверием и наполнен ложных богов кумирами: сего ради хотел единому истинному Богу дать место, повелевая всем идолам сокрыться, когда исходит на среду Бог Израилев. Но понеже не довольно было бы для верных почитать Бога с рабским страхом, Котораго и нечестивые трепещут и чтут принужденно: сего ради повелевает с веселием и радостию приступать к Нему, глаголя, радуйтеся пред Ним. Потом и о чудной благости Его проповедует, показывая, что Он и сирот и вдовиц посещать не гнушается, и что непостижимая слава Его не препятствует Ему быть к нам снисходительну, коль не велико между Им и нами грешными разстояние. Ибо под именем сирых и вдовиц, без сомнения, чрез фигуру синекдоху объемлет всех тех, коих мир, яко недостойных воззрения и помощи, обыкновенно презирает. Люди, по большей части, оказывают услуги там, где есть некоторая надежда вознаграждения, и потому везде почти первое место занимает достоинство и блеск, откуду происходит то, что нищие повсюду лежат презренны, но Бог печется о них. Следующия слова, Бог в месте святем Своем, хотя к небу отнесем, хотя ко храму, будут весьма согласны с настоящею материею. Ибо Бог не так заключен на небеси, чтоб сидел там празден, но паче небо служит Ему вместо престола, откуду простирает Он взор Свой на вселенную, и оную судит. А как избрал Он жилище и посреди людей, откуду милостиво их к Себе призывает, то для сирых и убогих нет лучшаго утешения, как слышать, что могут найти Его недалеко. В следующем стихе и другие виды благости присовокупляет, глаголя: Бог вселяет единачествующия в дом, то есть, людей безпомощных и от всех оставленных благословляет счастливым супружеством, и умножает в домах их изобилие, а связанных разрешает от уз, изводит от плена и дает свободу. В последнем члене нечестивым презрителям Бога возвещает суд, не токмо для устрашения их, но и для того, дабы верные не завидовали счастию тех, которые хотя на время и процветают, однако благополучие их, наконец, обратится им в погибель. Ибо жить в местах безводных, или жить во гробах, не что иное означает, как быть всего лишену, и не иметь участия в Божиих отеческих щедротах.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним
К такой благодарности псалмопевец возбуждает и участвующий в процессии народ; он должен петь Господу, идущему в шехине над ковчегом в Сионе, похвальную песнь, достойным образом прославлять Его; ибо Тот, во Имя и в честь Коего совершается процессия, есть могущественный Бог, защитник и освободитель Своего народа, милостивый даже к врагам, когда они обращаются к Нему. Путесотворите – во всяком случае указывает на духовное приготовление пути (ср. Ис. 40:3, 4; Мал. 3:1); по связи речи должно приготовить путь Господу славословием, рассыпать Ему по дороге венки благодарственных песней. Из слов – возшедшему на запады, заключают, что процессия шла с запада на гору Сион; – может быть, запад – вечер – тьма; во тьме, в темном облаке, Бог восходит как бы на Своей колеснице, когда приближается на суд против Своих врагов; ср. Пс. 17.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним
Пойте Господу, Который является отцом сирых
Давид приглашает всех евреев воспевать Бога, великого победителя и их защитника.
Далее с 6 стиха Давид перечисляет многочисленные благодеяния, которыми Господь осыпал евреев с начала их исторической жизни.
Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним
Для лучшего уразумения смысла изречений этого стиха нужно принять во внимание новейший перевод его с еврейского на русский (издан в 1892 г.), по которому первая половина его читается так: «пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах». Этими словами псалмопевец приглашает верующих к песенному прославлению Бога за ту беспредельную и неограниченную силу Его, по которой Он, шествуя на облаках небесных, мгновенно переносится от востока до запада, чем и показывает, что Господь Бог превыше всего мира, что с Ним ни в какое сравнение не могут идти все те божества языческие, которым поклонялись разные народы; что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Далее, желая показать, что Един есть Бог, Который управляет всем миром и владычествует над ним, как полновластный господин или хозяин в своем доме, говорит, что имя Ему Господь. И этот-то Господь Бог Израилев не таков, как другие мнимые боги, которые своих поклонников устрашают и угрожают казнями, и потому верные должны относиться к Нему не с рабским страхом, а приступать к Нему с радостию и веселием: и радуйтеся пред Ним.
Объяснение священной книги псалмов.