Толкования на Пс. 67:27

Свт. Афанасий Великий

В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых

Источниками израилевыми были блаженные пророки и прежде них Закон. Посему говорит, что должны мы славословить Бога, не отъинуду почерпая славословия, а только у них. Говорит же это по причине неправославных еретических писаний. Ибо из писаний Закона и пророков благословляется Господь способными из них, как из источников спасения, почерпать с веселием воду, о которой Спаситель сказал: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4,14). Но достойны обличения разделяющие ветхозаветное и новозаветное Писание, потому что не могут они в церквах благословлять Бога, не имея источников израилевых и Господа их, как дерзающие разделять и самое Божество.

Толкование на псалмы.

Свт. Филарет (Дроздов)

В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых

См. Толкование на Пс. 67:25

Блж. Феодорит Кирский

В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых

Пророк показал прекращение Ветхаго Завета; потому что храм иудейский был один, а здесь предвозвещает множество церквей, в которых повелевает Господа всяческих воспевать от источник Израилевых. Источниками же Израилевыми справедливо иный назовет пророческия книги, из которых приносим сладкопение Богу. Но поелику кроме пророческих источников даровал нам Бог и апостольские; то Пророк справедливо присовокупляет:

Евфимий Зигабен

В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых

Сии слова, по словам Феодорита, предсказывают прекращение, или окончание законного Богослужения и предсказывают, или пророчествуют о множестве поместных Христовых церквей; ибо в древности у иудеев был только один храм. При том, по изъяснению Божественного Кирилла, говорится о том, что опять будут благословлять Господа из книг закона и пророков, ибо книги сии суть источники и родники народа израильского, источившие для них богопознание. Почему из сих источников и почерпали богоносные отцы сочиненные ими славословия Богу и песни новой благодати.

Слова Божественн. Кирилла: Источниками Израиля могут быть блаженные пророки, и еще до них—закон. Итак, он говорит, что не из других, но из них самих должно почерпать песни и славословить Бога. А это сказал об иноверных еретических писаниях. Ибо Господь благословляется из законных и пророческих писаний у тех, которые в состоянии почерпать из самых источников спасения воду с веселием. Из сего (места) должно изобличать отделяющих древнее писание от нового, в том, что они не могут в церквах благословлять Бога, как не имеющие источников израильских и Господа оных. Исихий говорит, что и домашнее собрание благочестивых называется церковью, как говорит и Павел: приветствует вас в Господе много Акилла и Прискилла с домашнею их церковью (1Кор. 16,19).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых

См. Толкование на Пс. 67:26

Лопухин А.П.

В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых

См. Толкование на Пс. 67:25

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 27–28 В церквах благословите Бога, Господа от источник Изралиевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли

В церквах – то же, что «в собраниях народных». В словах от источник Израилевых заключается указание на происхождение народа израильского от патриарха Иакова, названного Израилем, и потому под источниками Израилевыми разумеются Иаков и его сыновья, т.к. от них, как из источников, произошли израильтяне, или – от семени Израилева, от Авраама и Сарры. Св. Афанасий Великий и блж. Феодорит под источниками Израилевыми разумеют «св. пророков и прежде них – Закон. Посему, говорит Давид, что должны мы славословить Бога, не отъинуда почерпая славословие, а только у них; говорит же сие по причине неправославных, еретических писаний» [3, с. 224:6, с. 313]. В переводе с еврейского слова 27-го стиха поставлены в кавычках, как бы вводные, чем указывается на то, что слова сии составляли песнь шествующих в торжественной процессии несения ковчега Завета певцов, музыкантов и дев-тимпанниц, все они пели: целыми церквами (а не поодиночке, или каждый особо), соборно «благословляйте Бога: благословляйте вы, происшедшие из источника Израиля» (Ис. 51:2), и благословляйте Господа, благоволящего произойти от семени Израиля! (Рим. 1:2–4). Тамо, т.е. «там», среди торжествующих или сопровождающих царя, в собрании народа, участвовали все 12 колен Израильского народа, но псалмопевец указывает только на четыре колена как представителей остальных (два в южной стороне Палестины – Вениаминово и Иудино, и два северные – Завулоново и Неффалимово), Словами Вениамин юнейший указывает на то, что колено Вениаминово, хотя младшее всех, и по происхождению его родоначальниками по числу своего племени, но и оно имело там своего представителя. О словах во ужасе (в греч.) преосвящ. Порфирий, составитель перевода с греческого, делает такое примечание: «Здесь значит не исступление, а – стояние вне ряда, строя, хора», и переводит его словом «предстоятель», в смысле – «представитель колена», или, что то же, «князь», как и далее: князи Иудовы, князи Завулони, князи Неффалимли т.е. тут же присутствовали и представители, или начальники колен Иудова Завулонова и Неффалимова. К словам князья Иудовы псалмопевец прибавляет: владыки их, чем пророчески указывает на преимущественное значение родоначальника колена Иудина, от которого ведет свое начало целый род царей иудейских (см. Пс. 59:9). Св. Афанасий и блж. Феодорит под князьями разумеют св. апостолов, под Вениамином – св. апостола Павла из колена Вениаминова [3, с. 224], он был в ужасе или в изумлении от того, что «гонимый и почитаемый мертвым (Господь Иисус Христос) – на небесах» (6, с. 314).

Объяснение священной книги псалмов.