Толкования на Пс. 68:35

Свт. Афанасий Великий

Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем

Да восхвалят Его небеса и земля. Если радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15,7), то кольми паче небеса возрадуются по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за cиe Бога, то кольми паче сами спасенные на земле восхвалят Спасшего. Посему присовокупил: море и вся живущая в них. Говорит это, потому что и на островах примется спасение Божие. А словами: в них — означается: и на земле, и в море.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем

Всю тварь призываю к участию в песнопении; потому что языка человеческаго недостаточно к тому, чтобы поведать милости Божии.

Евфимий Зигабен

Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем

Поелику Ангелы и люди не могут довольно, сколько прилично и должно, возблагодарить Бога; то посему Давид призывает здесь бесчувственные стихии к прославлению и благодарению Бога, те самые (стихии), о которых Моисей в начале бытия упоминает. Пресмыкающиеся здесь положил безразлично, показывая сим то, что как пресмыкающиеся и ползающие по земле переходят с места на место, так и рыбы морские. Или сказал сие и о множестве рыб.

Слова Афанасия: Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике; то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли? А если и небо радуется о спасении людей, и хвалит за сие Бога; то не гораздо ли более и сами спасшиеся на земле будут хвалить Спасшего их; потому-то и прибавил: и земля.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 35-37 Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и: и семя рабов твоих удержит и, и любящии имя твое вселятся в нем

Отсюду яснее видеть можно то, что выше сказали мы, то есть, что Давид в сем псалме представляет лице всея церкви: ибо здесь относит к ней вообще все то, что о себе особенно говорил. А что бездушныя и не имеющия чувств стихии призывает к хвалению Бога, то сим гиперболическим выражая образом показывает, что мы не можем быть способны к пению похвал Божиих, ежели не вознесемся превыше чувств наших. Сей духовный жар произвело наипаче в сердце Давида сохранение церкви: ибо нет сомнения, что он духом пророческим объемлет здесь все то время, чрез которое хранил Бог и царство, и священство в древнем Израильском народе. Начинает однако от онаго возстановления, которое милостию и благоволением Бога вдруг воспоследовало после смерти Саула, при котором бывшее неустройство угрожало не токмо разрушением Богослужения, но и погибелию всей земли. Но в первом месте о Сионе глаголет, яко Бог спасет Сиона, то есть, сохранит то место, в котором благоволит призываем быть, ниже, попустит истребиться Богослужению, которое Сам предписал. Потом бывающее от ковчега завета и от святилища благословение Божие распространяет на всю землю, и на все грады; понеже благополучие народа основывается на благочестии. Далее показывает, что воспоследовавшая счастливая перемена имеет быть не кратковременная, но народ всегда пребудет безопасен под твердым и непоколебимым покровительством Бога, и что при благополучном царствовании его непременно исполнится то, что Бог толикократно в законе обещал, то есть, что в царстве Иудином всегда будут царствовать преемники, происходящие от крови его. Ибо глаголы, вселятся тамо, и наследят землю, означают постоянное жилище и противополагаются временному пребыванию. Аки бы сказал, что по утверждении престола его настанет такое время, в которое сынове Авраамовы не будут бояться преселения, но насладятся покоем, обещанным ему. В последнем стихе распространяет сие на будущие безпрерывные роды так, чтоб отцы детям, а дети внукам и правнукам, из рук в руки предавали восприятую по наследию землю. А как твердое всех благ стяжание основывается на Христе, Котораго образ представлял собою Давид, сего ради вкратце напоминает, что будут наследниками земли одни токмо законные дети Авраамовы: любящии имя Твое вселятся в ней. Сими словами отъемлет суетную надежду у лицемеров, которые, уповая на благородство крови, безстыдно хвалились, что обетованная земля по наследственному праву принадлежала им, хотя они совсем отпали от веры благочестивых праотцев. Впрочем, хотя земля оная до самаго пришествия Христова принадлежала избранному народу, но мы памятовать должны, что была она прообразованием небеснаго отечества; и потому все то, что сказано здесь о покровительстве церкви, истее и совершеннее исполняется ныне, и мы не должны бояться, чтоб здание духовнаго храма, в котором открылась Божия сила, когда-либо разрушиться могло.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в Нем

Весь мир радуется, что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом. Ст. 35–37 могли быть прибавлены пленниками, часто употреблявшими этот псалом.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем

См. Толкование на Пс. 68:33

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 35–37 Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и: и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем

Словами: да восхвалят Его небеса и земля – псалмопевец призывает к прославлению Бога все разумные существа, живущие на небе и на земле, т.е. ангелов (см. Кол. 1:16) и человеков, а словами: море и вся живущая в нем – указывает на то, что Господа Бога должны прославлять не только разумные и словесные, но и все неразумные и бессловесные твари, потому что языка человеческого, по словам блж. Феодорита, недостаточно для того, чтобы поведать милости Божии [6, с. 326]. А по словам св. Афанасия, «Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике, то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли?» [3, с. 233]. Под именем Сиона св. отцы в прообразовательном смысле разумеют Святую Церковь Христову – новый Сион, а под именем градов иудейских – христианские храмы, которые устрояются и будут устрояться (созиждутся) во всех тех местах и городах, где будут жить (вселятся) христиане, которые и будут наследниками будущего Царства Христова (наследят и). Под семенем рабов Божиих в буквальном смысле можно разуметь еврейский народ, но по связи с предыдущими словами и имея в виду преобразовательный смысл всей этой речи, под именем рабов Христовых нужно разуметь апостолов, которые сами называют себя «рабами Христа» (Рим. 1:1; 2 Пет. 1:1), а семя рабов – это ученики апостолов и последователи их учения – все христиане православные, как рожденные апостолами чрез крещение водою пакибытия. Им будет принадлежать св. Сион, или храм Иерусалимский и самый Иерусалим, в котором всегда будут жить (вселятся в нем) любящие и призывающие имя Господа Иисуса Христа, т.е. христиане. Под именем Сиона псалмопевец разумеет не только земной Сион, но вместе с тем пророчествует и о «небесном Сионе» (Евр. 12:22), который не только наследуют, но в котором вселятся навсегда все любящие Христа, Сына Божия.

В стихах 23–29 псалмопевец выражает строгие прещения и казни от Бога тем злочестивым врагам и ненавистникам его, которые восстали на неповинного и подвергли тяжким страданиям, домогаясь конечной погибели его. Во всех выражениях этих стихов незнакомые с духом Ветхозаветного Писания могут усматривать несвойственные кроткому Давиду чувства озлобления и мщения со стороны псалмопевца за причиненные ему страдания. Но такой взгляд, или такое понимание означенных стихов этого псалма было бы ошибочно и несогласно с духом пророческих Писаний Ветхого Завета. Во-первых, мы уже заметили (при объяснении 1-го стиха), что Давид, прообразовавший в лице своем грядущего Мессию, говорит о себе и не от себя, а по внушению Духа Святого пророчески вещает о Христе Спасителе, а потому и клятвы псалмопевца на врагов своих, имеющие в отношении ко врагам Давида только общее значение молитвы об отмщении, буквально исполнились на Иуде предателе и на врагах Христовых: их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена, а потомки их более 18 столетий ходят согнувшись по всему свету, не имея ни князя, ни царя своего, и лишенные возможности услышать слово Господне, как предсказали потом Осия (Ос. 3:4) и Амос (Ам. 8:11–12) и о чем засвидетельствовано не только св. апостолами, но и Самим Иисусом Христом (Мф. 23:38; Ин. 17:12). Притом, если и допустить, что Давид как человек древнего мира, перенося незаслуженные преследования от врагов своих, мог естественно разразиться в гневе своем такими пожеланиями страшных прещений и проклятий врагам, то и эти пожелания он изрек не столько по справедливому, личному негодованию на врагов, сколько по ревности о Боге, по сознанию бесчеловечности вражеских отношений к Праведнику – Христу Богу. И такую ревность его нельзя назвать «ревностию не по разуму» (Рим. 10:2); напротив, псалмопевец обнаружил здесь такую же святую ревность, какую впоследствии обнаружили Самуил (1 Цар. 15:32–33), Илия (3 Цар. 18:40; 4 Цар. 1:10–12) и другие пророки; какую показали св. апостолы Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея, высказавшие готовность свести, по примеру Илии, огонь с неба на жителей самарянского селения за то, что они не приняли к себе их учителя (Лк. 9:53–54), и Сам Иисус Христос, изгнавший из храма Иерусалимского торговцев (Лк. 19:45–46).

Поражаясь ревности пророков и апостолов, мы, христиане, последователи Господа нашего Иисуса Христа, не можем и не должны выражать свою ревность так же, как выражали они. Иисус Христос, изгнавший из храма торжников, этим самым засвидетельствовал только о Своем высоком праве как Мессии и Сына Божия – праве судить и наказывать. Нам же, Своим последователям, Он запрещает подобные действия. Иакову и Иоанну, ученикам Своим, заявившим желание низвести с неба огонь на грубых жителей самарянского селения, Он сказал: «Не знаете, какого вы духа: Сын Человеческий пришел не губить души человеческия, а спасать» (Лк. 9:54–56). Мы должны выражать ревность о Боге, о вере в Него, о нравственности, о честности и доброй жизни христианской не огнем и мечом, а другими способами: мы должны наставлять, учить, вразумлять, по заповеди апостола, «духом кротости» (Гал. 6:1), страхом спасать заблуждающих, «обличать с боязнию, исторгая из огня» геенскаго (Иуд. 1:23), и примером собственной благочестивой жизни указывать неведущим истинный путь ко спасению.

Объяснение священной книги псалмов.