Толкования на Пс. 70:23

Свт. Афанасий Великий

Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил

Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе. Это сказано в отличение от Закона, потому что законные предписания были обременительны, как неудобоисполнимые; а эти повеления и полезны и легки, так что исполняют удовольствием сподобившихся принять их. И душа моя, юже ecu избавил от греховного растления, от рабства сатане, от самой смерти.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 23-24 Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне

Предсказывает вместе и гибель Вавилонян от персидскаго Кира, и возвание иудеев; то есть, по низложении Вавилонян, получу дозволение возвратиться, воспользовавшись же этим, в веселии и радости буду ликовать, воспевая Твои благодеяния, и непрестанно поучаясь в законе Твоем.

Евфимий Зигабен

Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже ecи избавил

Под устами Давида иносказательно можно разуметь христиан, которых употребляя, как свои уста, он поет Богу посредством их. Будет, говорит, петь Тебе также и душа моя, то есть, я, которого Ты избавил от видимых и невидимых врагов.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Возрадуетеся устне мои, егда воспою тебе, и душа моя, юже еси избавил

См. Толкование на Пс. 70:22

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 23–24 Возрадуетеся устне мои, егда воспою тебе, и душа моя, юже еси избавил: еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне

После того, что испытал Давид – и в отношении различных бедствий и скорбей (ст. 4 и 20), и в отношении его возвышения и возвеличения (ст. 7, 19 и 21), после всех тех превратностей в его судьбе, от которых, однако же, не только не ослабевало, но еще более укреплялось и усиливалось его упование на Бога (ст. 5, 14), – душа его чувствовала все более и более возрастающую потребность к прославлению Бога в песнопениях и на музыкальных орудиях (ст. 8, 14, 17-18, 22). А по мере удовлетворения этой потребности душа его, многократно получавшая избавление от различных бед и зол (юже еси избавил), исполнится несказанной радости, которая выразится не только на устах (возрадуетеся устне мои – форма двойственного числа), поющих истину и правду Божию и Его всемогущую силу, но и на языке его, который всякий день будет возвещать (весь день поучится – в Вульгате: meditabitur) правду Божию, Его правосудие, по которому враги мои, говорит псалмопевец, ищущии злая мне, будут посрамлены и понесут на себе вечный стыд. По словам св. Афанасия Александрийского, изречения 24-го стиха имеют такой смысл: «Когда враги мои будут прогнаны и живущие в бездне облекутся стыдом, тогда поистине, не имея уже никакого препятствия, я буду восхвалять Тебя, Владыко, бесконечными песнями» [3, с. 241].

Объяснение священной книги псалмов.